Состояние пограничных пунктов пропуска мешает развитию российско-китайского сотрудничества
Органы государственной власти должны сделать все для создания комфортных условий для приграничной торговли, при этом государство должно быть защищено от незаконного проникновения иностранных граждан, ввоза контрабанды, а также в санитарно-эпидемиологическом отношении. Об этом заявил сегодня губернатор Сергей ДАРЬКИН на заседании коллегии, посвященном состоянию и перспективам работы приморских пунктов пропуска через границу.
В работе заседания приняли участие все вице-губернаторы края, руководители ДВТУ ФТС России, пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, Владивостокского отделения ДВЖД, администрации приграничного торгового комплекса. Вице-губернатор края Виктор ГОРЧАКОВ доложил о состоянии и перспективах развития пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на территории Приморского края. Он сообщил, что на территории края 18 пунктов пропуска: 9 морских, 5 автомобильных, 3 железнодорожных и 1 воздушный. Основной поток внешнеторговых грузов, составивший в 2004 году более 46 млн. тонн (около 85% общего грузопотока), проходит через морские пункты пропуска.
Основные проблемы в морских пропускных пунктах: не определены юридические лица, уполномоченные выполнять функции администрации и ответственные за обустройство и развитие пунктов, недостаточное бюджетное финансирование развития материально-технической базы государственных контрольных органов, не решен вопрос снижения простоев судов в ожидании оформления. В международном железнодорожном сообщении более 98% грузов (более 6,2 млн. тонн) проходит через пункт пропуска Гродеково . Ежегодно грузопоток растет более чем на 10%, пассажиропоток достиг 540 тыс. человек.
Через автомобильные пункты в 2004 году пропущено 1345 тыс. пассажиров (рост составляет около 20% в год) и около 700 тысяч тонн грузов. Основные грузовые и пассажирские потоки направляются в китайский город Суйфэньхэ через международный автомобильный пункт пропуска Пограничный . Этот пункт, введенный в эксплуатацию в 1994 году, давно устарел, его пропускная способность в несколько раз ниже необходимой. Остальные пункты пропуска в крае более 10 лет функционируют по временной схеме , без необходимого обустройства и технического оснащения.
Сегодняшнее состояние приморских пунктов пропуска серьезно ограничивает развитие международного сотрудничества, - подчеркнул Виктор Горчаков, - Все предложения, выдвинутые краевой администрацией для улучшения ситуации, к примеру, на переходе Пограничный, не встретили понимания у балансосодержателя пропускного пункта - Гродековской таможни и ДВТУ . Как сообщил Виктор Горчаков, в Приморском крае вся инфраструктура пунктов пропуска находится в частной собственности. В качестве выхода из создавшейся ситуации предлагается перевести пропускные пункты в собственность субъекта федерации, что позволит осуществить реконструкцию пограничных переходов. В крае разработана концепция развития пунктов пропуска на территории Приморского края, которая была утверждена губернатором в 2003 году.
Как отметил советник губернатора Павел ТАРАСЕНКО: В концепции определены приоритеты, сформулированы принципы решения проблем, сложившихся в сфере строительства, функционирования и увеличения пропускной способности пунктов пропуска . По итогам заседания принято решение о разработке программы мероприятий по переводу автомобильного пункта пропуска Пограничный и морского пункта Владивосток на круглосуточный семидневный режим работы. В ближайшее время будет определена приемлемая организационно-правовая форма для учреждения юридического лица с участием краевой администрации в целях развития приграничной инфраструктуры. Будет разработана среднесрочная и долгосрочная программы развития железнодорожного пункта пропуска Гродеково .
Губернатор края Сергей Дарькин обратил внимание Дальневосточного таможенного управления на недостаточную работу по обустройству и содержанию пограничных пунктов пропуска, и отметил целенаправленную и эффективную работу, которую проводят в этом направлении Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю и департамент транспорта администрации края. Сергей Дарькин также потребовал от ДВТУ объяснить причину, по которой инфраструктура пункта пропуска Марково находится в плачевном состоянии.
Сергей Дарькин поблагодарил главного санитарного врача Приморья Дмитрия МАСЛОВА и все службы санэпиднадзора Приморья за эффективную работу по защите в прошлом году края от атипичной пневмонии, птичьего гриппа и ящура. Губернатор отметил, что была проделана огромная работа и выразил уверенность, что и в этом году санитарные врачи и ветеринары справятся со своими задачами.
ПТР 27.01.05