Старые «кони» портят «борозду»
С тех пор как нынешней весной Россия и Беларусь в рамках Таможенного союза отменили транспортный контроль на границе, на автомобильном рынке появилась новая «серая» схема ввоза дешевых иномарок из нашей страны, не обложенных высокими российскими пошлинами, что сегодня крайне беспокоит российскую сторону.
Никакого контроля за перемещением машин с белорусскими номерами фактически не ведется, но российский Минпромторг уже выступил с заявлением, что за последние месяцы число автомобилей с белорусскими номерами на российских дорогах увеличилось в несколько раз. По российским законам такие авто могут эксплуатироваться в России не больше шести месяцев, после чего ее надо ставить на учет и уплатить пошлину. На деле же в отсутствие транспортного контроля никто не может определить, сколько времени прошло с момента ввоза машины.
Как именно работает эта схема ввоза нерастаможенных машин, пояснил директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга России Алексей Рахманов: «Человек приезжает в Минск, оформляет местную регистрацию, под это дело покупает автомобиль, ставит его на учет в Беларуси и спокойно ездит по Москве, ни в чем себе не отказывая». Из этого выходит, что перегонщики и «серые» дилеры заработать на такой схеме не могут, так как при перепродаже машины клиенту придется ставить ее на российский учет. Но в индивидуальном порядке граждане России могут без проблем приобретать дешевые белорусские иномарки и ездить сколько угодно. При условии, конечно, что они захотят получить белорусскую прописку.
После 1 июля российские таможенные органы выступили с комментарием, который должен был разъяснить, каким именно образом белорусы смогут продавать авто с пробегом на территории России. Не секрет, что большое количество иномарок (а их, по оценкам Государственного таможенного комитета, в Беларусь в первом полугодии было ввезено чуть больше 250 тыс. при том, что ранее объемы составляли 180 тыс. в год.) приобреталось нашими соотечественниками за рубежом именно с целью перепродажи их российским автовладельцам. Казалось, разницу между старой и новой ввозной пошлиной можно положить к себе в карман. Но не тут-то было… Федеральная таможенная служба постановила: если авто было ввезено на территорию Таможенного союза и там растаможено до 1 января 2010 года (это может быть подтверждено, например, свидетельством о регистрации транспортного средства), то его таможенного оформления не требуется и никаких пошлин платить не надо. Если позже, то заплатить разницу придется.
Есть и еще одна проблема. Согласно техническому регламенту, утвержденному постановлением правительства России, все транспортные средства должны соот-ветствовать требованиям «Евро-4». Когда речь идет об относительно новых машинах, выпущенных в 2005 году и позже, сложностей, как правило, не возникает. А вот если автомобиль старше, то, скорее всего, российская таможня потребует сертификат соответствия. Как замечали в ФТС, проблемы, как правило, возникают с автомобилями, ввозимыми из Беларуси. Для подтверждения экологического класса своих «железных коней» их владельцы должны предоставить таможенникам сертификаты соответствия, выданные аккредитованными организациями. Понятно, что такие расходы не всегда воспринимаются российскими покупателями с восторгом, и они требуют у белорусов, как минимум, скидку на эту сумму.
Ныне в России соответствие установленному экологическому классу является главным условием для выдачи паспорта транспортного средства. В противном случае таможенники отказывают в выдаче ПТС. Впрочем, на российских форумах нередко можно встретить советчиков, которые подробно объясняют, как россияне могут обойти свое законодательство. Чаще всего речь идет о получении «липовых» документов, — в Интернете уже появилось немало объявлений с рекламой услуги по оформлению сертификатов соответствия транспортного средства. Получив поддельный документ за определенную сумму, российский владелец завезенной из Беларуси или Казахстана иномарки может получить паспорт на машину. В среднем размер стоимости услуги составляет RUR 20 тыс., при этом чем старше машина, тем дороже обходится изготовление сертификата на нее.
Российская таможня пытается сопротивляться такому положению вещей: на сомнительные иномарки уже были направлены запросы в адрес их официальных дилеров. Согласно ответам многие машины относятся к экологичес-ким классам «Евро-2» или «Евро-3», то есть не отвечают требованиям и не могут использоваться на территории России. Более того, усовершенствование конструкции их двигателя технически невозможно. Как говорят в ФТС, таких подтверждений уже сотни. Сделав вывод, что все эти машины были поставлены на учет в России незаконно, транспортная прокуратура ожидает заключения от Росстандарта, на основании которого в суды будут направлены иски о признании данных многих ПТС недействительными. Это может серьезно подпортить настроение российским автомобилистам, а опосредованно и белорусским продавцам. Если, конечно, до них доберутся…
В связи с этими проблемами российские покупатели начинают с предубеждением присматриваться к белорусским авто, выпущенным раньше 2005 года. Хотя, как говорят эксперты, за тот месяц, что прошел с момента унификации таможенных пошлин на автомобили, в России стали активно ввозить автомобили старше 7 лет. Около 70 % машин, которые люди гонят из Беларуси на территорию нашей восточной соседки, произведены с 1996-го по 2002 год.
Кстати, именно с этим потоком представители финансового сектора напрямую связывают оздоровление валютного рынка: весной нынешнего года для того, чтобы приобрести автомобили за рубежом, белорусы вывезли за пределы родины более $ 1,5 млрд. наличных долларов и евро. При перепродаже автомобилей в Россию, этот поток перенаправился обратно.
Зацепились колесами
Российский авторынок по итогам первого полугодия 2011 года занял седьмое место в мире по объему продаж. Это третья позиция в европейском рейтинге. В 2009—2010 годах россияне замыкали «десятку» мировых лидеров, однако эксперты напоминают, что бывали и лучшие времена: так, в 2008 году эта страна занимала пятое место по объему продаж автомобилей.
В то же время в этом году именно российский рынок показал наилучшую динамику: реализация «железных коней» выросла более чем в 1,5 раза. За 6 месяцев было продано 1,182 млн. машин. На первом месте — Китай, где удовлетворен спрос на 7,22 млн. автомобилей (+5,8 %), далее следуют США — 6,311 млн. (+12,7 %), Япония — 1,799 млн. (-27,6 %), Бразилия — 1,64 млн.
(+10 %), Германия — 1,623 млн. (+10,5 %), Франция — 1,225 млн. (+1 %). В конце «десятки», сразу за россиянами, закрепились Индия — 1,032 млн. (+16,1 %), Великобритания — 1,03 млн. (-7,1 %), и Италия — 1,013 млн. (-13,1 %).
Как отмечают аналитики, в первом полугодии абсолютный рост продаж зафиксирован во всех сегментах российского авторынка, кроме подержанного импорта. При этом отмечено перераспределение рыночных долей в пользу иномарок российского производства за счет сокращения доли отечественных машин при практически неизменной доле нового импорта. Так, продажи отечественных автомобилей на рынке РФ за шесть месяцев 2011 года выросли на 31,2 %, до 314,2 тысячи единиц, но их рыночная доля сократилась с 31,7 % до 26,6 %. Иномарок местной сборки реализовано 471,2 тысячи штук (+83,3 %), а их доля расширилась с 34 % до 39,9 %. Продажи импортированных новых иномарок увеличились на 53,7 %, до 392,8 тысячи машин, но их доля на рынке сократилась на 0,6 %, до 33,2 %. На подержанный импорт пришлось всего лишь 0,3 % рынка против 0,5 % годом ранее. Несмотря на положительную динамику рынка легковых автомобилей в первой половине 2011 года, сравнение с итогами продаж за шесть месяцев 2008 года, когда было продано 1,612 млн. машин, свидетельствует о сохраняющемся отставании от докризисного уровня продаж на 26,7 %. Согласно прогнозам, по итогам 2011 года в России будет реализовано около 2,5 млн. автомобилей, или на 40 % больше, чем годом ранее.
Газета "Рэспублiка" (Минск)