23.03.11

Таможенная инфраструктура Московского региона переживает новый коллапс

Прошёл Один месяц после того, как очередной удар был нанесен высшими чиновниками Федеральной таможенной службы России совместно с руководителями Центрального таможенного управления по действующей таможенной инфраструктуре Московского региона.

А если конкретно, то под удар попали Склады Временного Хранения (СВХ), а также процесс таможенного оформления на них импортных, экспортных и подкарантинных грузов.

Многие владельцы внешних СВХ в Московской области встретили мужской праздник с грустью и тревогой за свой бизнес. Дело в том, что 21 февраля 2011 года всем Таможенным постам Московского региона была дана телефонная команда устами новоиспеченного начальника Московской областной таможни (МОТ) о том, что с 22 февраля с.г. вводится особого порядок таможенного оформления в рамках Центрального Таможенного Управления (ЦТУ). Суть особого порядка состоит в следующем: все грузы, поступающие по импорту в московский регион, должны оформляться исключительно на базовых СВХ. Решение о принятии такого порядка дел возлагается на начальников таможенных постов (ТП). На базовых СВХ в настоящее время эти таможенные посты, собственно, и расположены. Из-за этого распоряжения под чиновничий удар в Московском регионе попали более 60 внешних СВХ с хорошей инфраструктурой, современными технологиями и квалифицированным персоналом. Такое положение дел может уже скоро привести к реальному коллапсу таможенной инфраструктуры Московского региона, так как весной значительно увеличивается импортный поток.

Специалистам в сфере таможенного бизнеса хорошо известно, что часть действующей таможенной инфраструктуры Московского региона, где сегодня размещены таможенные органы, относится к объектам несовременным. Они не предназначены для современного ведения бизнеса, тем более в таможенной области. Там невозможно обеспечить высокий поток оформления импортных грузов по определению, так как они конструктивно и технологически несовершенны. Поэтому, если весь поток внешнеторговых грузов начнет двигаться через базовые СВХ, на которых размещены 18 ТП и 8 ОТО и ТК, таможенное оформление в Московском регионе просто захлебнется. А все потому, что большая часть базовых СВХ имеют не большие зоны таможенного контроля (ЗТК) на 20-30 евро фургонов, в лучшем случае 50. И вот представьте себе, что на такой СВХ, пусть и с таможенным постом приедет в сутки 200-300 евро фургонов. Уже аналогичные очереди для заезда в ЗТК наблюдаются на ряде базовых СВХ в Московской области. Но это все прелюдия. По-видимому, следующий удар будет нанесен по внешним СВХ в зоне ответственности уже Северо-Западного Таможенного Управления (СЗТУ). То есть по второму по величине анклаву таможенной инфраструктуры в Российской Федерации. Пока же, по сведениям владельцев СВХ Ленинградской области, им ничего не угрожает. Они лишь с удивлением и настороженностью наблюдают за этим таможенным и правовым беспределом! Они ждут, чем же закончится московская эпопея с удушением предпринимательства в этом секторе экономики. А ведь совсем недавно в своей речи наш Президент Медведев ратовал за сохранение и улучшение условий работы для малого и среднего бизнеса. А в итоге под удар только в Московском регионе поставлено более 60 малых и средних предприятий в виде внешних СВХ. Плюс, столько же подрядных организаций связанных с работой по обслуживанию СВХ по различным услугам. Если говорить о судьбах людей, деятельность которых заблокирована специальным устным распоряжением МОТ, то это порядка 1500-2000 различного уровня специалистов в таможенной логистике.

Раньше много лет подряд под гарантии банков правомерно работала схема оформления импортных грузов, в том числе на внешних СВХ, где таможенные органы по разным причинам не размещались. Тем не менее, такое состояние дел позволяло, хоть каким-то образом, развивать таможенную инфраструктуру на доходы внешних СВХ. Это происходило потому, что в вынужденной конкуренции за размещение на их территории таможенных органов, владельцы внешних СВХ вкладывали значительные средства. В частности, в современные электронные технологии, автоматизированные рентгеновские системы досмотра, в сами складские комплексы и оборудованные автомобильные площадки, в качественные подъездные пути.

После введения особого порядка таможенного оформления руководство базовых СВХ совестно с находящимися на них таможенными органами, изо всех сил начали склонять всех участников ВЭД, работающих на внешних СВХ на свою сторону для консолидации финансовых потоков. Руководство Таможенных постов не прикрыто принуждает участников ВЭД перезаключать контракты на таможенные услуги с базовыми СВХ. При этом утверждая и запугивая импортеров, что внешним СВХ осталось жить без году неделю. По закону, таможенные органы не имеют права вмешиваться в финансово-экономическую деятельность участников ВЭД и собственно СВХ. А так как система таможенных органов на базовых СВХ работает в деловом альянсе, интерес к перехвату дополнительной клиентуры у внешних СВХ с участием таможенников набирает обороты на местах.

После введения особого порядка оформления в Московском регионе прошел целый месяц, цены на услуги таможенного представителя (таможенного брокера) за этот период подскочили, минимум на 30%. Московская областная прокуратура безмолвствует, по-видимому, она занята своими проблемами, связанными с не давним игровым скандалом. Поэтому, в Московском регионе вместо свободной конкуренции на основе более развитой инфраструктуры и высокой квалификации, действует другой принцип, на основе денежной индульгенции и права стричь купоны в сараях и ангарах за колючей проволокой. О том, что мы стремимся в ВТО и при этом должны иметь развитую современную таможенную инфраструктуру, ни кто из руководителей таможенных органов высокого звена не думает. Несмотря на такое положение дел, менять хорошую таможенную инфраструктуру на плохую, считается верным решением. Наши таможенные чиновники не в первый раз применяют один из принципов Мао Цзэдуна: "Чем хуже, тем лучше!"

Идея такого революционного введения в таможенном деле, как сознательное ограничение работы современных, внешних СВХ с импортными грузами родилось в горячих головах, то ли руководства ЦТУ, то ли ФТС РФ, практически внезапно.

И вот Вам результат, разваливается на глазах таможенная инфраструктура крупнейшего торгового региона России, в Москве и Московской области! А ведь Москва и Московская область по площади и по численности населения по меркам Европы целая страна. И раз мы пока зависим от импорта на 60%, то и оформлять таможенные грузы, идущие в адрес этого Мега-региона логично здесь, в Московской области. По статистике ЦТУ в 2010 году на Московский регион пришлось около 1.0 млн. оформленных деклараций по импортным и экспортным грузам!

Удивление вызывает и тот факт, что перед новым 2011 годом, все СВХ Московской области были аттестованы по новому Таможенному Кодексу Таможенного Союза (ТК ТС). В рамках нового ТК ТС свидетельства на СВХ получили впервые бессрочный статус действия. Ранее свидетельства выдавали на срок от 3-х до 5-ти лет.

На деле получается, что декларации наших верховных руководителей в лице Президента РФ Д.А. Медведева и Премьер Министра РФ В.В. Путина в отношении к российскому бизнесу на практике не реализуются. А жаль.

Интересно, куда смотрят таможенные чиновники в преддверии вступления нашей страны в ВТО!? Возможно, для них не ведома современная парадигма Президента о курсе на модернизацию и гармонизацию таможенного дела!? Или возможно они живут в другом пространственном измерении и не ведают что творят!?

Важно знать, что думают обо всем этом Руководители Таможенного Союза?! Ведь такой правовой беспредел к квалифицированным, лицензированным участникам ВЭД и владельцам внешних СВХ, беспрецедентен для Российской истории таможенного права!!!

С начала 2011 года более 20 владельцев СВХ уже потеряли свои свидетельства по разным причинам. Примерно треть из этого количества владельцев СВХ были лишены своих свидетельств в добровольно-принудительном порядке.

Что дальше...???