12.09.07

Таможенная стоимость: торг здесь не уместен?

В настоящее время процедура контроля таможенной стоимости входит в активно развивающуюся систему управления рисками, С этой целью из ФТС России поступают данные о средней стоимости различных товаров, представляющие собой результат анализа ситуации, сложившейся на международном и внутреннем рынках данных товаров.

Безусловно, в одной цифре невозможно отразить все тенденции и условия формирований цены в каждой конкретной сделке, и а этой связи все ценовые показатели на товары, поступающие из ФТС России, являются лишь индикаторами, свидетельствующими о возможном недостоверном заявлении декларантами сведений о таможенной стоимости. На практике это означает, что в случае, когда заявляемая стоимость ниже контрольной, инспектор обязан провести комплекс мероприятий, позволяющих установить причину низкой цены.

С згой целью запрашиваются дополнительные документы, пояснения о физических характеристиках товаров, об условиях заключения сделки, проводятся досмотры товаров. Но далеко не всегда изданный правовой документ применяется в предусмотренных им целях. К сожалению, в ряде случаев информация, призванная служить индикатором риска, понимается буквально и служит основой при определении таможенной стоимости. Такое понимание системы управления рисками является прямым и грубым нарушением требований закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (далее Закон), который запрещает должностным лицам таможенных органов использовать документально неподтвержденные данные, какими и являются разного рода индикаторы, показатели иди ориентировки. Причина создавшегося положения кроется в недостаточной активности декларантов при доказывании заявленных ими сведений.

В большинстве случаев система контроля таможенной СТОИМОСТИ состоит из трех этапов: уточнение заявленных сведений (запрос документов), рассмотрение возможности использования избранного декларантом метода определения таможенной стоимости и определение непосредственно величины таможенной стоимости, которая и будет положена в основу для расчета таможенных платежей.

Никто не вправе ограничить право декларанта заявить таможенную стоимость ввезенного им товара, определенную методом «по стоимости сделки с ввозимыми товарами», если такие ограничения не предусмотрены Законом. Главными ограничениями для этого являются недостоверность и документальная неподтвержденность заявленных сведений. Дня контроля достоверности в таможенных органах есть определенная методика и набор справочной ценовой информации на различные товарные группы, в том числе и рассмотренные выше индикаторы. Есть практика изучения документов, и мы, как правило, сразу не ставим под сомнение цену. Решению о недостоверности и тем более, документальной неподтвержденности предшествует процедура изучения документов, в ходе которой выявляются признаки недостоверности, направляется уведомление о предоставлении дополнительной информации.

И только после этого, получив необходимые дополнительные сведения, таможенным органом принимается решение о невозможности использования выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости. Как видим, процесс ее определения носит состязательный характер и у декларанта во всех случаях есть право доказать правомерность использования избранного им метода и достоверность представленных им сведений. Это право ему дано ст.323 Таможенного кодекса Российской Федерации, Но, как правило, декларанты реализуют свои права лишь на этапе предоставления запрошенных документов по сделке, не уделяя должного внимания процедуре определения величины таможенной стоимости.

Мировая практика, положенная в основу системы определения таможенной стоимости, гласит о том, что сама величина таможенной стоимости не должна зависеть от метода ее определения. Это и понятно. Если, скажем, будка хлеба в магазине стоит 15 рублей, то стоимость этого же сорта хлеба не будет существенно отличаться и в любом другом магазине.

Этот же принцип относится и к таможенной стоимости. Во всех решениях об отказе декларанту в выбранном им методе определения таможенной стоимости ему предлагается самостоятельно определить таможенную стоимость методом, отличным от заявленного. Одновременно с этим предлагается прибыть в таможенный орган для консультации. В ходе предложенной консультации между таможенным органом и декларантом могут быть рассмотрены источники ценовой информации, имеющиеся у сторон, установлены индивидуальные параметры, учет которых необходим при выборе источника для определения таможенной стоимости.

Дело в том, что таможенный инспектор в течение рабочего дня принимает решения о стоимости десятков товаров из различных областей производства. Очевидно, что знать о тонкостях ценообразования для каждого вида товаров невозможно, И большая роль в получении необходимых сведений отведена именно декларанту, но только в рамках предложенной консультации. В случаях, когда декларантом проигнорировано приглашение, у инспектора есть лишь 3 дня на выяснение степе ни влияния на цену ввезенных товаров их количества, страны происхождения, различных индивидуальных характеристик и принятие решения о величине таможенной стоимости.

В условиях отсутствия достоверных данных, которыми должен располагать декларант, мы не можем рассчитывать на корректность использованной информации. Ведь импортер, прежде чем сделать закупку, изучает рынок, собирает предложения о цене и, выбрав оптимальную для себя, подписывает контракт. Любой из нас не купит первый попавшийся на рынке автомобиль, мы прежде обойдем весь рынок, осмотрим все машины, фавним их по цене, расходу топлива, цвету, комфорту и только потом примем решение о покупке.

Вся собранная информация у декларанта есть или, по крайней мере, должна быть. Но, когда дело доходит до определения таможенной стоимости, декларант со своими знаниями исчезает и пошляется только в о/т> жалуясь на злодеев таможенников, препятствующих его коммерции и представляя в суд сведения о достоверности заявленной цены.

Пример. В ряде таможен региона оформляются текстильные перчатки, установленный контрольный уровень на которые составляет 21 рубль за пару, а с учетом таможенных платежей и минимального размера прибыли, их рыночная стоимость должна составлять не менее 30 рублей. Однако, зайдя на любой рынок Приморского края, можно убедиться, что эти перчатки СТОИТ не более 10 рублей за пару. Таможенник же, не имея никакой иной информации кроме контрольной, корректирует 10 рублевые перчатки до уровня 21 рубля.

Кто при этом не пойдет в суд? Состоялась масса судов по подобным случаям, в ходе которых декларантами было доказано, что таможня пользуется недостоверными данными, а порой и просто ошибочно принимает за идентичные товары совершенно иного назначения, состава и качества. И это не единичный пример. Все такие споры можно было решить в ходе таможенного контроля, если бы имеющаяся ценовая информация в рамках консультации была представлена а таможню.

Диалог нужен! Без него таможня не всегда может претендовать на объективную и беспристрастную оценку ввозимых товаров. А декларантам такой диалог необходим вдвойне. Помимо задержек таможенного оформления и связанных с этим простоев груза на складах временного хранения, отсутствие в распоряжении таможен полной информации о ввезенных товарах способствует нарушениям и в области равной конкуренции между участниками рынка.

В среде декларантов имеется так называемая категория «профессиональных спорщиков», которые заявляют стоимость товаров на значительно более низком уровне, чем стоимость однородных товаров, оформляемых в Дальневосточном регионе другими участниками внешнеэкономической деятельности. Подчас стоимость ввозимого товара заявляется даже ниже стоимости сырья, из которого они изготовлены. Таможенные органы в ходе таможенного оформления предпринимают все доступные им меры по корректировке таможенной стоимости, но арбитражные суды ДВФО позицию таможен не разделяют и в большинстве случаев удовлетворяют иски таких участников ВЭД.

Последствия таких судебных решений, основанные главным образом на субъективном понимании Закона и Таможенного кодекса, связаны не столько С прямыми потерями федерального бюджета, сколько с гораздо более значимыми процессами, а именно:

- перетоками товаров к одному декларанту, у которого «протоптана» дорога в суд. Сводня уже есть примеры налаженных «профессиональны ми спорщиками* схем ввоза товаров, предусматривающих почти 100-процентный возврат доначисленных таможенных платежей через судебные инстанции;

-нарушением гарантированного Конституцией принципа добросовестной конкуренции, основанного на равных условиях налогообложения;

- созданием неблагоприятных условий для развития собственного* российского производства товаров, идентичных иностранным.

Совсем недавно в ДВТУ обратилось российское предприятие, специализирующееся на изготовлении товаров строительного назначения, с проблемой, связанной с существенным снижением сбыта своей продукции. Проведенным анализом было установлено, что один из профессиональных спорщиков» ввозит идентичные товары из КНР, заявляет стоимость в разы (I) ниже себестоимости т производства и после судебных тяжб возвращает себе все дополнительно начисленные в связи с корректировкой таможенной стоимости таможенные платежи. Причем более чем в 12 судебных решениях документы, предоставленные истцом, названы судом достоверными, несмотря на то, что стоимость таких же товаров, ввозимых другими импортерами, в б раз выше. Естественно, что при этом сумма уплаченных им таможенных пошлин и налогов будет несравнимо меньше, чем у других. О какой здоровой конкуренции здесь можно говорить?

Хочется надеяться, что предоставленные производителем бухгалтерские данные стоимости производства товаров все-таки дадут основания арбитражным судьям при рассмотрении законности будущих корректировок таможенной стоимости засомневаться в достоверности и подлинности документов о СТОИМОСТИ товаров, ввозимых этим «профессиональным спорщиком».

Все вышесказанное, безусловно, касается только тех участников ВЭД, которые работают «в белую», заявляя ту цену, по которой товары действительно были приобретены. Те же, кто за счет федерального бюджета хочет заработать, на консультацию не пойдут - им нечего показать, кроме своих поддельных документов, и они всякий раз будут избегать разговора о достоверности величины стоимости. Для добросовестных импортеров приказом ФТС России от 04,052005 года № 409 предусмотрен порядок освобождения их от отдельных форм таможенного контроля - то есть именно тех мероприятий, которые вызывают столько неодобрительных отзывов со стороны участников внешнеэкономической деятельности.

Вадим БУШУЕВ,
начальник отдела контроля
таможенной стоимости ДВТУ

Журнал «Таможня»