Таможенники хотят сами, без участия сотрудников ГИБДД, проверять подозрительные фуры
Федеральная таможенная служба просит больше полномочий для своих мобильных бригад в борьбе с незаконным ввозом "санкционных" и других запрещенных товаров.
Ведомство предлагает предоставить таможенникам право останавливать подозрительные фуры без участия инспекторов ГИБДД, чтобы эффективнее решать проблему лжетранзита. Об этом в беседе с "РГ" рассказал начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерий Селезнев.
Основная угроза лжетранзита падает на российско-казахстанский участок границы, где таможенных постов нет уже несколько лет. Через него транзитные грузы следуют в Узбекистан, Киргизию, другие страны. По России фуры движутся в сопровождении так называемого конвоя или "под финансовое обеспечение". Но оказавшись за ее пределами через какое-то время разворачиваются обратно. Уже с другими сертификатами и документами, по которым страна "рождения" санкционных сыров или мясных деликатесов не подпадает под экономические контрмеры.
По словам Селезнева, в регионах близ казахстанской границы сосредоточено более половины мобильных групп, куда входят представители таможенной службы, а также Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Они следят за ввозом в Россию запрещенных "чувствительных" товаров из Казахстана, к которым в связи с присоединением этой республики к ВТО применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем в России. Это, например, телевизоры и компьютеры, одежда, автомобили, лекарства.
Граница России и Казахстана - более 7 тысяч километров. "Мы выставляем мобильные группы на наиболее опасных направлениях перемещения товаров. Тесно взаимодействуем с погранслужбой, с МВД России. Казахстанские коллеги также взяли на себя обязательства обеспечивать контроль за "товарами ВТО", чтобы они не попадали в Россию", - говорит Валерий Селезнев. - У нас действует Центр оперативного мониторинга, который анализирует сведения о движении контейнеров. В его поле зрения попадают "непонятные" маршруты перевозок и "нелогичные" логистические цепочки. При необходимости, исходя из информации Центра, мы можем увеличивать или уменьшать число мобильных групп".
Глава российской таможенной службы Андрей Бельянинов в беседе с журналистами отметил, что объемы лжетранзита и незаконного ввоза товаров благодаря мобильным группам сокращаются. "Желающих конфликтовать с законом - меньше", - констатирует он.
По данным ФТС, на 31 марта 2016 года на дорогах вместе с представителями ГИБДД, Россельхознадзора, Роспотребнадзора проверены более 24,5 тысячи автомобилей - грузовиков, газелей, рефрижераторов. Это более миллиона тонн товаров. Выявлены 344 машины с незаконным грузом. Почти пять тысяч тонн либо возвращены в страны-отправители, либо направлены на уничтожение. Только Украине, откуда окольными путями пытались везти в Россию запрещенные товары, вернули 2,4 тысячи тонн.
В ФТС России считают, что эффективность мобильных групп возрастет, если они смогут работать на дорогах без сопровождения ГИБДД. Пока же без представителя инспекции таможенникам нельзя подойти к подозрительной фуре на обочине дороги или остановить ее во время движения для проверки, легально ли груз прошел границу. Сначала полицейский остановит машину, и только потом таможенник сможет проверить груз.
У таможенников практически всего мира иные права. Им разрешено останавливать на любых дорогах своих стран любые транспортные средства, подозреваемые в нарушении таможенных правил и неуплате пошлин. То же самое в Казахстане и Белоруссии, где таможня давно получила полномочия по самостоятельной остановке транспорта. Мобильные группы, как мечтают сами таможенники, в перспективе должны "вырасти" в специальные подразделения таможенной службы. Их основной задачей станет патрулирование дорог вне зон таможенного контроля - профилактика, выявление и пресечение контрабанды, других таможенных преступлений и правонарушений.
Сыр попался
Таможенники задержали около двух тонн санкционного сыра. Им удалось засечь и проследить движение УАЗа от линии государственной границы в России. Грузовой отсек авто был забит картонными коробами с различными сырами. На некоторых упаковках указано, что продукт произведен в Германии, но на большей части коробов маркировка отсутствовала. Контрабандисты сказали, что везли сыр для продажи. Товар отправили на экспертизу, которая установит страну происхождения и его безопасность. Но уже очевидно, сказали в ФТС, что сыр не может быть безопасным для потребителя, учитывая в каких условиях он хранился.