Таможенники работают на минуты
Федеральная таможенная служба намерена серьезно улучшить позиции страны по параметру «международная торговля» в главном бизнес-рейтинге для России — Doing Business Всемирного банка, рассказали «Известиям» в ФТС. В прошлом году по этому параметру Россия заняла 140-е место из 190 стран — это худший результат среди всех категорий, по другим критериям успехи РФ оцениваются значительно выше. Прорыв таможня собирается обеспечить за счет внедрения IT-технологий и особого контроля за портами, на которые больше всего жаловался бизнес.
Doing Business (DB) является для России рейтингом государственного значения. Майскими указами президента 2012 года поставлена задача подняться в нем на 20-ю строчку в 2018 году — то есть уже к осени этого года, когда Всемирный банк выпустит DB-2018. В рейтинге DB-2017 Россия занимает 40-е место, и времени, чтобы войти в топ-20 осталось совсем немного.
Всемирный банк каждую страну оценивает по 10 основным параметрам и еще двум дополнительным. Среди них — доступ к кредитам, налогообложение, легкость создания компаний, регистрация собственности и другие. В прошлом году России удалось сделать прорыв и подняться в рейтинге с 51-го на 40-ю строчку в основном благодаря прогрессу в номинации «регистрация собственности».
Главным тормозом дальнейшего продвижения в рейтинге является «международная торговля». Этот показатель основан на подсчете времени и затрат, которые необходимы на прохождение пограничного и таможенного контроля, а также оформления документов по экспортным и импортным товарам. По подсчетам Всемирного банка, время на оформление экспорта в Москве — 96 часов (среднее у рейтингуемых стран — 12), импорта — 43 (4), средняя стоимость процедур таможенного и пограничного контроля при импорте превышает $1 тыс. ($115).
Всемирный банк оценивает условия для ведения бизнеса только в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому, например, порты Дальнего Востока не попадут в оценку DB.
Для улучшения позиции России по этим параметрам ФТС проводит полномасштабную модернизацию, сообщили «Известиям» в службе. В начале февраля руководство ФТС также встретилось с экспертами Всемирного банка, чтобы рассказать им о проделанной работе.
В частности, на Балтийской таможне сроки оформления в отношении безрисковых поставок сократились при импорте с двух часов в начале 2016 года до 1 часа 18 минут в конце года, а для экспорта — с 35 до 29 минут.
Как рассказал «Известиям» представитель ФТС, к сегодняшнему дню выполнено девять крупных блоков работ по улучшению ситуации для бизнеса. Среди реализованных мер — подача декларации в электронном виде, полностью автоматизированные схемы взаимодействия с таможней, технология однократного предоставления документов, сокращение их перечня, запуск функционального личного кабинета.
Эксперты и бизнес пока сдержанно оценивают успехи таможни. Профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский считает, что 140-е место России по международной торговле объективно.
— Наша внешняя торговля обусловливается главным образом поставками сырьевых ресурсов — нефти, газа, металлов, — пояснил Алексей Портанский. — Поскольку последние годы международная ценовая конъюнктура неблагоприятна, мы никак сейчас не можем резко рвануть вверх. Чтобы улучшить позиции и закрепить результат на долговременной основе, необходимо менять всю технологию торговли.
Впрочем, по мнению эксперта, в индексе DB учитывается множество показателей и «международная торговля» — лишь один из индикаторов, на основании которого нельзя делать выводы о том, насколько просто делать бизнес в стране.
Таможня сделала немало для улучшения ситуации, признает вице-президент «Деловой России», председатель комитета по таможенному регулированию Виталий Сурвилло. По его словам, место должно быть «точно не 140-е», а выше, но отдельные факторы нередко ухудшают позицию.
— Всемирный банк составляет рейтинг методом опросов экспертов и бизнеса. Если в опрос попадет предприниматель, у которого груз уже три месяца стоит в порту, то это, конечно, сразу сильно ухудшит позиции, — объяснил Виталий Сурвилло. — Пока ФТС еще есть над чем работать. Например, раз ФТС ввела электронную подачу деклараций, то стоило бы отменить бумажную. Сейчас бизнесу приходится подавать обе формы.
Кроме того, Виталий Сурвилло предлагает таможне полностью перейти на автовыпуск судов с заполненными в электронной форме декларациями и создать единый центр по их обработке.
— Если ты подаешь декларацию по электронному каналу, контроль должен идти автоматически, через специальные проверяющие машины. Но пока личный контакт сохраняется. Единственный выход здесь — сделать как в ГАИ. После запуска авторегистрации превышения скорости меня уже два года никто не останавливает, — рассказал вице-президент «Деловой России».
По убеждению эксперта, автовыпуск позволит значительно сократить сроки таможенных процедур.