16.11.07

Таможенники заставили завод переходить на полномасштабное производство автомобилей

Калининградский завод «Автотор» планирует в течение ближайших пяти лет перейти на полномасштабное производство автомобилей, включающее сварку и окраску кузовов. По мнению экспертов, это позволит «Автотору» избавиться от претензий как со стороны других российских производителей, так и таможенных органов. Последние только за последний год выставили предприятию требования более чем на 4,5 млрд руб.

В течение пяти лет калининградский завод «Автотор» планирует полностью перейти на полномасштабное производство автомобилей (CKD), включающее сварку и окраску кузовов, заявил председатель совета директоров «Автотор-холдинга» Владимир Щербаков. По его словам, это связано с ожидаемым снижением таможенных пошлин на ввоз новых машин после присоединения России к ВТО.

Сейчас «Автотор» осуществляет простую сборку машин (SKD) семи марок: Chevrolet,Cadillac, Hummer, BMW, Kia, Chery и китайских грузовиков Yuejin. Начиная с 1996 года компания собрала 180 тыс. машин, план только на этот год — 110 тыс. автомобилей, а на 2008-й около 200 тыс. В 2007 году компания инвестирует в развитие $100 млн, из которых $80 млн уже освоены, сообщил гендиректор «Автотор-холдинга» Валерий Горбунов. Это собственные средства компании, инвестиции западных автопроизводителей, а также привлеченные кредиты. По словам Щербакова, переход на CKD затронет не все марки автомобилей.

В первую очередь планируется организовать сварку и окраску кузовов Chevrolet Lacetti, которая будет запущена в 2008 году. Кроме того, в конце 2008-го может быть открыта первая линия по сварке и окраске китайских Chery. Кроме Chevrolet и китайских автомобилей, скорее всего, останется BMW, предполагает аналитик банка «Траст» Евгений Шаго. По словам эксперта, CKD позволит «Автотору» избавиться от претензий со стороны таможни и других российских производителей. «Фактически Chery экономит $2–3 тыс. на том, что бамперы и зеркала к ним прикручивают в Калининграде, и значит, может конкурировать с АвтоВАЗом. Но если бы она ввозилась с учетом всех пошлин, то стоила бы чуть дешевле Ford Focus»,— отмечает эксперт. А переход на полномасштабную сборку в Калининграде потребует инвестиций в десятки миллионов долларов.

У «Автотора» уже сейчас возникли проблемы с использованием таможенных льгот, которыми, по утверждению некоторых российских автопроизводителей самих таможенников,«Автотор» пользуется необоснованно. По словам Горбунова, сумма претензий таможни с 1 сентября 2006 года составила более 4,5 млрд руб. «Мы подали в суд и уже выиграли 50 исков из 147, однако сейчас таможенные органы отменили собственные решения за 2002–2005 годы, которые позволяли нам доказывать нашу правоту, и это затягивает процесс»,— сообщил Щербаков. По словам Горбунова, помимо денежных претензий таможня пыталась затянуть оформление комплектующих, в результате чего с августа предприятие не собрало более 9 тыс. машин.

Business & FM ; 16.11.2007