Таможенники заставили завод переходить на полномасштабное производство автомобилей
Калининградский завод «Автотор» планирует
в течение ближайших пяти лет перейти на полномасштабное производство автомобилей,
включающее сварку и окраску кузовов. По
мнению экспертов, это позволит «Автотору»
избавиться от претензий как со стороны других российских производителей, так и таможенных органов. Последние только за последний год выставили предприятию требования
более чем на 4,5 млрд руб.
В течение пяти лет калининградский завод
«Автотор» планирует полностью перейти на
полномасштабное производство автомобилей
(CKD), включающее сварку и окраску кузовов,
заявил председатель совета директоров «Автотор-холдинга» Владимир Щербаков. По его словам, это связано с ожидаемым снижением таможенных пошлин на ввоз новых машин после
присоединения России к ВТО.
Сейчас «Автотор» осуществляет простую
сборку машин (SKD) семи марок: Chevrolet,Cadillac, Hummer, BMW, Kia, Chery и китайских
грузовиков Yuejin. Начиная с 1996 года компания собрала 180 тыс. машин, план только на
этот год — 110 тыс. автомобилей, а на 2008-й около 200 тыс. В 2007 году компания инвестирует в развитие $100 млн, из которых $80 млн уже
освоены, сообщил гендиректор «Автотор-холдинга» Валерий Горбунов. Это собственные
средства компании, инвестиции западных
автопроизводителей, а также привлеченные
кредиты. По словам Щербакова, переход на
CKD затронет не все марки автомобилей.
В первую очередь планируется организовать
сварку и окраску кузовов Chevrolet Lacetti,
которая будет запущена в 2008 году. Кроме
того, в конце 2008-го может быть открыта
первая линия по сварке и окраске китайских Chery.
Кроме Chevrolet и китайских автомобилей,
скорее всего, останется BMW, предполагает аналитик банка «Траст» Евгений Шаго. По словам
эксперта, CKD позволит «Автотору» избавиться
от претензий со стороны таможни и других российских производителей. «Фактически Chery
экономит $2–3 тыс. на том, что бамперы и зеркала к ним прикручивают в Калининграде, и значит, может конкурировать с АвтоВАЗом. Но если
бы она ввозилась с учетом всех пошлин, то стоила бы чуть дешевле Ford Focus»,— отмечает эксперт. А переход на полномасштабную сборку
в Калининграде потребует инвестиций в десятки
миллионов долларов.
У «Автотора» уже сейчас возникли проблемы
с использованием таможенных льгот, которыми, по утверждению некоторых российских
автопроизводителей самих таможенников,«Автотор» пользуется необоснованно. По словам Горбунова, сумма претензий таможни
с 1 сентября 2006 года составила более 4,5 млрд
руб. «Мы подали в суд и уже выиграли 50 исков
из 147, однако сейчас таможенные органы отменили собственные решения за 2002–2005 годы,
которые позволяли нам доказывать нашу правоту, и это затягивает процесс»,— сообщил Щербаков. По словам Горбунова, помимо денежных
претензий таможня пыталась затянуть оформление комплектующих, в результате чего с августа предприятие не собрало более 9 тыс. машин.
Business & FM ; 16.11.2007