Таможенное содружество
Все страны СНГ, в том числе те, между которыми сохраняются политические противоречия (Россия - Грузия, Армения - Азербайджан), активно развивают двух- и многостороннее сотрудничество в таможенной деятельности.
Обусловлено это не только самой географией Содружества, исключающей обособленное экономическое развитие его стран, но и участием всего бывшего СССР в международных транспортно-экономических связях.
В ходе недавнего 45-го заседания совета руководителей таможенных служб государств СНГ в Новороссийске решено продолжать унификацию таможенного законодательства и самих таможенных процедур, а также расширять взаимный обмен информацией по внешнеторговой деятельности и транзитным перевозкам. В частности, одобрен предложенный Узбекистаном проект «Типового протокола по организации обмена информацией между сопредельными государствами о транзитных товарах, перемещаемых через их территории на автомобильном и железнодорожном транспорте». По мнению узбекской стороны, единая технология информационного обмена позволит таможенным органам в полном объеме получать достоверные данные, необходимые для своевременного оформления таможенных документов. Можно будет также намного сократить время таможенного оформления товаров и транспортных средств в пограничных пунктах и заблаговременно планировать сам досмотр.
Как отмечалось на заседании, завершается разработка «Протокола об использовании таможенных карт странами СНГ». Этот документ, что называется, дает зеленый свет применению микропроцессорных пластиковых карт для уплаты таможенных платежей при транзите и доставке товаров. Такие карты упростят и одновременно ускорят таможенное оформление товаров и соответственно облегчают переход к единым способам обеспечения уплаты таможенных платежей между странами СНГ.
Решено также продолжить межгосударственную унификацию товарной номенклатуры во внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД): к настоящему времени объем такой работы выполнен, как считают в таможенных ведомствах стран Содружества, на 60%. В том числе в странах - участницах Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), таможенно-экономического «блока» РФ, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана более чем на 70%, а в российско-белорусском союзе - минимум на 80%.
В качестве базового документа в данной сфере принята десятизначная ТН ВЭД России, основанная на «Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации». В связи с тем что Россия вносит изменения в товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности чаще остальных государств - членов ЕврАзЭС и других стран СНГ, возникают несостыковки существующих ТН ВЭД стран - членов ЕврАзЭС с утвержденными в этом «секторе» стандартами данного сообщества. Поэтому решено вносить в соглашение об общей ТН ВЭД ЕврАзЭС изменения дважды в год.
Будет ускорена разработка межгосударственной программы по оснащению границ государств - членов ЕврАзЭС современной инспекционно-досмотровой техникой. Это актуально потому, что такая техника позволяет в считаные минуты осуществлять таможенный досмотр, в том числе фур и контейнеров.
По словам замначальника Гостаможкома Армении Карэна Матевосяна, «в таможенном сотрудничестве стран СНГ нужно больше уделять внимания снижению коррупционных рисков и использованию недостоверной информации. Для этого в Армении проводится уточнение таможенного законодательства и параметров таможенных процедур, внедряется система самодекларирования, постпропускного контроля, модернизируется соответствующее оборудование». Кстати, схожие меры наиболее активно осуществляются и в России, Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении.
Тесное взаимодействие приграничных таможенных служб характерно для России и Казахстана: именно у них наиболее протяженная в СНГ взаимная граница - свыше 1500 км. На недавнем совещании представителей этих служб в Урлю-Тобе (на границе Североказахстанской области с РФ) начальник Омской таможни Юрий Русаков обратил внимание на вступление в силу приказа ФТС РФ № 301 от 16 марта 2007 года «О создании на территории Омской области зоны таможенного контроля вдоль таможенной границы РФ с Республикой Казахстан». Теперь российские таможенники вправе осуществлять мероприятия в 30-километровой зоне по всей таможенной границе России. В ходе совещания подписан «План взаимодействия по пресечению и выявлению незаконного перемещения через российско-казахстанскую границу товаров и транспортных средств, в том числе товаров, изъятых из обращения в РФ и Казахстане».
Омско-североказахстанский участок границы - наиболее грузонапряженный на всем протяжении границы РФ с Казахстаном: здесь проходит до 260 автомобилей в сутки, и этот показатель в 2008 году увеличится минимум на треть. Поэтому необходимость тщательного таможенного контроля здесь особенно очевидна. Аналогичное взаимодействие МИДов и таможенных служб России и Украины, как решено на недавнем совещании в конце октября в Белгороде, намечено с 2008 года между Белгородской (РФ) и Харьковской (Украина) таможенными службами. Для этого участка российско-украинской границы тоже характерен постоянный рост грузопотока, особенно транзитного.
Общенациональная газета Россiя rgz.ru 06.11.07