Таможенных брокеров уравняют с клиентами
Депутаты Госдумы намерены повысить качество услуг таможенных брокеров. Новые поправки в Таможенный кодекс (ТК), внесенные в Госдуму, обяжут таможенных брокеров нести солидарную ответственность с декларантом при уплате таможенных платежей. По мнению ФТС, это защитит грузовладельцев от недобросовестных брокеров. Участники рынка называют депутатские предложения "лукавыми": за любое нарушение брокер рискует потерей лицензии и сейчас, а принятие поправок приведет к удорожанию брокерских услуг.
Группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму пакет поправок в Таможенный кодекс. Как пояснила один из авторов законопроекта, председатель подкомитета по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности думского комитета по бюджету и налогам Надежда Азарова, основная часть поправок, подготовленных по результатам мониторинга действия, касается уплаты таможенных платежей. В их числе дополнение в ст. 320 ТК об установлении солидарной ответственности таможенного брокера с декларантом за уплату таможенных пошлин и налогов. По мнению автора, законодательная новация повысит ответственность таможенного брокера.
Депутатская инициатива совпадает с планами Федеральной таможенной службы (ФТС), руководитель которой Андрей Бельянинов предложил летом прошлого года установить персональную ответственность таможенных брокеров. Он посетовал на то, что брокеры занимаются таможенной очисткой грузов не от своего лица, а от лица фирм-импортеров, которые, в свою очередь, несут ответственность за достоверность представленных сведений. "Но бывает так, что брокер фальшивит с документами, а ФТС требует уплаты таможенных платежей с декларанта",– пояснил Ъ вчера представитель ФТС.
В пояснительной записке к проекту отмечается, что "содержание поправок основано на общепринятых международных правилах в области таможенного дела". "В США, например, уровень ответственности таможенных брокеров несопоставим с российским: за одно нарушение брокер может лишиться права навсегда заниматься этим видом деятельности",– говорит гендиректор крупной логистической компании из Москвы.
Комитет Совета федерации по промышленной политике в своем заключении, подписанном Валентином Завадниковым, на проект указывает на то, что "предложенные изменения в ст. 320 ТК не могут быть поддержаны". "Мы не видим целесообразности в том, чтобы устанавливать солидарную ответственность за неуплату или несвоевременную уплату таможенных платежей. В ТК предусмотрены основания, за которые наступает ответственность и таможенного брокера, и декларанта",– заявил Ъ сенатор.
"Все эти поправки довольно лукавы. Для получения брокерской лицензии и включения в реестр ФТС необходимо иметь банковскую гарантию на сумму 50 млн рублей, а если брокер совершил нарушение, ФТС может аннулировать его лицензию",– напомнил юрист департамента маркетинга Всероссийского таможенного брокера "Цолл.Ру" Сергей Бутко. По его словам, брокер также не защищен от декларанта. "До какой степени он может оценить с точностью до нуля подлинность документов, полученных от грузовладельца? Он же не эксперт-криминалист, а посредник между участником ВЭД и таможней. Почему он должен нести ответственность за действия третьего лица?" – недоумевает господин Бутко.
Собеседники Ъ в крупных брокерских компаниях отказались вчера официально обсуждать последствия принятия поправок на рынке. Но неофициально представители компаний полагают, что это приведет к увеличению стоимости их услуг на рынке. Предполагается, что после принятия поправок компании, выступающие гарантами по уплате таможенных платежей (С.В.Т.С, НАТБ, "Ростэк"), будут иметь все основания повысить свои тарифы.
КоммерсантЪ Daily ; 09.02.2007