Таможенный кодекс в оковах
До сих пор не отменены 10 тысяч старых нормативных документов
ГРУППА аналитических компаний в конце марта представила доклад о
таможенно-тарифной политике России. С его главным выводом согласились
минэкономразвития, минпромэнерго и другие ведомства: новый Таможенный
кодекс (ТК) если и работает, то в лучшем случае вполсилы: до сих пор
действуют около 10 000 старых таможенно-нормативных документов.
Быстрая подготовка нового ТК и вступление его в действие с 2004 года
обусловлены, главным образом, требованиями ВТО. Но нормативная база новой
таможенно-тарифной политики, как отмечено в докладе, существенно
запаздывает. Упрощение же таможенных процедур и частые изменения пошлин
тоже зачастую не сопровождаются необходимыми нормативными документами.
Главный результат таких диспропорций - увеличение нелегального импорта,
экспорта и реэкспорта сфальсифицированных товаров. В частности,
предлагаемое многими товаропроизводителями и ведомствами расширение
номенклатуры ВЭД сегодня тоже затруднительно, ибо "первичной" здесь должна
быть нормативная база с точным обозначением категории товара и его
параметров.
Сотрудники Федеральной таможенной службы считают (об этом сказано и в
упомянутом докладе), что отставание нормативно-правовой базы обусловлено
прежде всего слабым взаимодействием между профильными ведомствами и
отраслевыми организациями: например, новая комбинированная пошлина на
группу смежных товаров или услуг или квота должна сопровождаться
нормативными документами по всему ассортименту, входящему в такую пошлину
или квоту.
Но одни структуры вовремя предоставляют соответствующую документацию,
а другие - опаздывают, причем последних, увы, большинство. В результате
новая пошлина/квота вводится с "изъянами", точнее - фактически позволяет
экспортировать или импортировать продукцию (услуги) по сфальсифицированным
маркировкам и другим "псевдодокументам". Пример тому - импортируемые
патока и карамельное сырье, часто оформляемые поставщиками и
реэкспортерами как сахар-сырец или наоборот .
Добавим к этому и диспропорции во внешнем таможенном тарифе
российско-белорусского Союза и ЕврАзЭСа, где тоже пока действуют старые
нормативные документы. Это обстоятельство затрудняет странам - членам этих
блоков коллективно вступать в ВТО по аналогии, например, с государствами -
членами Карибского сообщества, Ассоциации стран Юго-Восточной Азии,
южноамериканского блока МЕРКОСУР, Таможенного союза Южной Африки.
Одно из предложений России на переговорах с ВТО - увеличение
переходного периода, в течение которого российская сторона могла бы
принять и ввести в действие нормативные документы, соответствующие
нынешнему ТК. Но, похоже, это предложение не очень-то выгодно
странам-переговорщикам со стороны ВТО. Именно благодаря упомянутой
неразберихе имеются легальные возможности наращивания экспорта в РФ
демпинговых и/или сфальсифицированных товаров. Поэтому контрпредложение
зарубежных переговорщиков, если вкратце, такое: сроки переходного периода
зависят от готовности России либерализовать в конкретный срок сами пошлины
и квоты (то есть понизить первые и увеличить или отменить вторые). Словом,
эта ситуация весьма далека от статуса страны с рыночной экономикой, на
который РФ претендует в ВТО.
Между тем
По имеющейся информации, постановление об отмене и снижении импортных
пошлин на автокомпоненты, возможно, будет подписано через 10 дней. Но, по
данным Минэкономразвития и Минпромэнерго России, пока нет точной
квалификации номенклатурой ВЭД категории "Промышленная сборка". В том
числе потому, что пока нет исчерпывающей, нормативной документации.
Напомним: межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле
и таможенно-тарифной политике 27 января 2005 года рекомендовала отменить
импортные пошлины на остродефицитную часть автокомпонентов, поставляемых в
РФ для промышленной сборки, а на некоторые виды автокомпонентов - снизить
ее до 3-5 процентов. Но автокомпоненты, импортируемые для свободного
обращения на вторичном рынке, пока будут облагаться нынешними ставками
(7-11 процентов). Схожую политику для стимулирования "отверточного"
машиностроения проводят Китай, Белоруссия, Узбекистан, страны Балтии. Но
ввиду потребительско-географической емкости российского рынка и наличия
близлежащих стран - крупных экспортеров "отверточных" автомобилей и их
компонентов, ВТО настаивает на быстрой минимизации Россией импортных
пошлин на все полуфабрикаты и готовые продукты машиностроения.
Российская газета 05.04.05