Таможенный контроль: результаты и перспективы
Решением Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза в городе Минске от 16 сентября 2015 года № 16/11 утвержден план мероприятий по реализации Основных направлений работы по реализации принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров в государствах – членах Таможенного союза на 2015 – 2020 годы, который стал основополагающим документом для работы по указанным направлениям деятельности таможенных служб всех государств – членов ЕАЭС на ближайшие годы
Уже сегодня даны отдельные упрощения ряду участников внешнеэкономической деятельности на этапе «основного оформления» с последующим проведением мониторинга и контролем на этапе после выпуска товаров.
В рамках такого подхода по результатам анализа показателей деятельности участников ВЭД, осуществляется их категорирование, исходя из потенциальных рисков нарушения таможенного законодательства. Основой категорирования является оценка деятельности участника ВЭД, полученная по итогам анализа его электронного «досье», которое формируется с первого обращения участника ВЭД в таможенные органы.
При выборе объектов таможенного контроля осуществляется всесторонний анализ сведений по множеству критериев, в том числе индекс деловой активности участника ВЭД, его деловая репутация и анализ результатов предыдущих проверок деятельности.
К товарам риска по импорту можно отнести товары, имеющие более низкие ставки таможенных пошлин, или товары, классифицируемые как «прочие» по товарной номенклатуре. Товары группы риска по экспорту – товары двойного назначения, экспортные операции, по которым осуществляется возврат НДС.
В основе работы по пресечению нарушений в сфере таможенного дела и обеспечения полноты взимания таможенных пошлин, налогов и иных платежей, лежит внутриведомственное и межведомственное взаимодействие.
Плодотворное взаимодействие налажено с ФНС России, особенно в части выбора объектов контроля, а также выявления взаимосвязанных нарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, борьбы со схемами уклонения от уплаты платежей.
В настоящее время уровень межведомственного взаимодействия кардинально изменился. Евразийской экономической комиссией проводится работа по интегрированию информационных систем таможенных служб государствчленов ЕАЭС и иных государственных органов на основе интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза. Это делается для обеспечения «прослеживаемости» движения товаров от момента пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза до их конечного потребителя. ГУТКПВТ принимает в этой работе самое непосредственное участие.
Несколько слов хочу сказать о нашем взаимодействии с бизнес-сообществом, представители которого принимают самое активное участие в обсуждении новелл таможенного законодательства и выработке предложений по совершенствованию таможенных технологий в сфере таможенного контроля после выпуска товаров.
Сейчас в рамках рабочей группы, при участии представителей крупных аудиторских компаний, для развития инструментов по проведению таможенного контроля после выпуска товаров, ФТС России прорабатывает вопрос о возможности применении аудиторских заключений в ходе таможенного контроля.
Полагаем, что аудиторское заключение может являться дополнительным источником информации об общем состоянии организации, либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе внешнеэкономической деятельности, а также о финансовой устойчивости и о качестве внутреннего контроля. Такая информация, несомненно, может использоваться при проведении таможенными органами анализа деятельности участников ВЭД при определении уровня риска в их категории.
Еще одним направлением оптимизации проведения таможенного контроля после выпуска товаров в отношении лиц с низким риском нарушения таможенного законодательства является разработка технологии проведения таможенных проверок на основе электронных документов и сведений, прорабатываемая ГУТКПВТ совместно с иными подразделениями ФТС России.
Основные задачи проекта: реализация электронного обмена документами и сведениями с проверяемым лицом и автоматизация сверки сведений, полученных от проверяемого лица, со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа.
В настоящее время осуществлена доработка программных средств, реализующих технологию. В 2015 году на базе ГУТКПВТ, а также служб таможенного контроля после выпуска товаров Приволжского таможенного управления и Уральского таможенного управления, проведено тестирование для выявления замечаний и возможных вопросов, связанных с работой программных средств. Подготовлены проекты нормативных правовых документов о проведении эксперимента с привлечением участников ВЭД на объектах пилотной зоны. Опытная эксплуатация планируется во втором квартале 2016 года.
Технология «электронной камеральной проверки» позволит значительно сократить время проведения такой проверки в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства. В прошлом проверочная деятельность строилась на проведении точечных проверок, без анализа влияния результатов проверок на декларирование идентичных или аналогичных товаров, либо на отрасль в целом.
Сейчас, при проведении таможенного контроля после выпуска товаров мы применяем комплексный подход. Он заключается в том, что при подготовке и проведении таможенной проверки мы учитываем взаимосвязанные факторы, создавшие условия для нарушения таможенного законодательства, осуществляем активное внутриведомственное и межведомственное взаимодействие. Кроме того, мы обязательно проводим анализ результатов принятых мер и обеспечиваем их дальнейшее использование в системе управления рисками.
Проведение комплексных проверочных мероприятий в отдельных отраслях рынка, затрагивающих одновременно несколько регионов, привели к значительным результатам.
Принятые меры, в число которых входили законодательные инициативы и технические решения, способствовали запуску механизмов самоконтроля и декриминализации отраслей, созданию открытой и добросовестной конкуренции. В целом работа получила широкий общественный резонанс.
Так, по результатам 47 завершенных в 2015 году выездных таможенных проверок организаций, которые осуществляют реализацию изделий из меха, добровольно были задекларированы товары и уплачены таможенные платежи на общую сумму более 92 миллионов рублей.
С привлечением информационных ресурсов бизнес-сообществ и потенциала ГУБК, Главным управлением таможенного контроля после выпуска товаров в шести РТУ были организованы мероприятия таможенного контроля у группы взаимосвязанных компаний. Все они находились в разных регионах, реализовывали электронику, компьютерную и бытовую технику, ввезенную на таможенную территорию Евразийского экономического союза с возможным нарушением таможенного законодательства. По результатам 26 завершенных в 2015 году таможенных проверок в отношении электроники, компьютерной и бытовой техники проверенными организациями были добровольно уплачены таможенные платежи на общую сумму 46,3 миллиона рублей.
В 2015 году деятельность подразделений таможенного контроля после выпуска была направлена на реализацию комплексной модели таможенного контроля для борьбы с незаконным ввозом и оборотом товаров на территории РФ.
Работа проводилась в рамках проведения проверочных мероприятий. При этом учитывался отраслевой подход, который позволяет минимизировать риски нарушения таможенного законодательства и повысить результативность проверочных мероприятий после выпуска товаров.
Деятельность Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров также была направлена на организацию деятельности мобильных групп. Такая работа способствовала усилению контроля соблюдения запрета на ввоз в РФ отдельных категорий товаров, а также автоматизации процессов (функций) планирования, организации и проведению таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе с применением комплексного программного средства Постконтроль.
В 2015 году подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведено 7678 проверочных мероприятий в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. По результатам проверочных мероприятий доначислено таможенных платежей и пеней, наложено штрафов на сумму 8,9 миллиарда рублей (на 22 процента больше, чем в 2014 году). Средняя сумма доначисленных таможенных платежей и пеней, наложенных штрафов на одну таможенную проверку в 2015 году увеличилась на восемь процентов по отношению к 2014 году и составила 1,9 миллиона рублей, а в пересчете на одну штатную единицу сумма увеличилась на 28 процентов и составила 10,3 миллиона рублей.
Взыскано таможенных платежей и пеней, штрафов на сумму свыше 3,8 миллиарда рублей (на 30 процентов больше, чем в 2014 году). Средняя сумма взысканных таможенных платежей и пеней, наложенных штрафов на одну таможенную проверку в 2015 году увеличилась на 15 процентов по отношению к 2014 году. Она составила 800 тысяч рублей, а на одну штатную единицу увеличилась на 37 процентов и составила 4,4 миллиона рублей.
По результатам проверочных мероприятий отмечается положительная динамика роста бюджетной эффективности проводимых таможенных проверок. В 2015 году по результатам проверочной деятельности ФТС России возбуждено 3497 дел об АП и 226 уголовных дел, назначено наказаний в виде штрафов на сумму 1,1 миллиарда рублей. Проведено 1027 таможенных проверок, которые направлены на профилактику правонарушений в таможенной сфере, в том числе на основании результатов применения СУР и категорирования участников ВЭД.
Налоговыми и иными правоохранительными и контролирующими органами, по результатам успешного и четкого взаимодействия, было возбуждено 313 дел об АП и 29 уголовных дел, налоговыми органами доначислено 5,9 миллиарда рублей, отказано в возмещении НДС на сумму четыре миллиарда рублей. По материалам, переданным в иные государственные контролирующие и правоохранительные органы, доначислено 148,6 миллиона рублей.
Для контроля за перемещением товаров, запрещенных к ввозу, в таможенных органах Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Сибирского и Уральского таможенных управлений, в местах, приближенных к российско-казахстанскому и российско-белорусскому участкам государственной границы Российской Федерации, созданы и функционируют 32 мобильные группы.
На них возложены функции по обеспечению соблюдения запретов на ввоз и оборот в РФ товаров, страной происхождения которых является Украина, товаров, ввозимых на территорию Республики Казахстан с применением таможенной льготы в виде пониженной ставки ввозной таможенной пошлины, а также товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика.
Работа указанных мобильных групп осуществляется во взаимодействии с территориальными подразделениями МВД России (ГИБДД), Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Ространснадзора и Пограничной службы ФСБ России.
Региональными таможенными управлениями и таможнями, которые непосредственно подчинены ФТС России, на основе информации подразделений таможенного контроля после выпуска товаров разработано и утверждено 367 профилей рисков (один общероссийский, 20 региональных, 127 зональных и 219 целевых). Эти профили рисков предусматривают применение таможенными органами мер по минимизации рисков, направленных на выбор объектов таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров на основе индикаторов рисков, выявляемых при декларировании товаров до их выпуска.
В результате применения мер по минимизации рисков, в 2015 году таможенными органами доначислено и взыскано таможенных платежей на сумму 65 миллионов рублей и 38 миллионов рублей соответственно, возбуждено 89 дел об АП. Приведенные результаты, положительная динамика и качественные изменения в сфере регулирования подтверждают правильность выбранного курса.
Перспективные направления проведения таможенного контроля после выпуска товаров будут осуществляться в ходе работы по подготовке проекта таможенного кодекса Евразийского экономического союза, при выполнении Основных направлений работы по реализации принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров в государствах – членах Таможенного союза на 2015-2020 годы (утверждены Решением Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза 17 сентября 2014 г. № 12/3), а также в работе по формированию и применению на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства системы маркировки товаров и созданию информационной системы. Эта работа будет проводиться в рамках исполнения Соглашения по осуществлению в 2015 – 2016 годах пилотного проекта по маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха», которое подписано восьмого сентября 2015 года.
Валерий Селезнев
Начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров