Таможенный лохотрон
Изобретён очередной честный способ отъёма денег
у автомобилистов
На прошлой неделе в программе «Главная дорога» на НТВ прошла реклама госпредприятия по оказанию услуги, связанной с выявлением факта таможенного оформления автотранспортного средства. После этого в редакцию газеты «Авторынок Калининграда» стали звонить читатели с просьбой пояснить, в чём суть данной услуги и как ею воспользоваться. Поскольку данная проблема интересует многих калининградцев, я решил посвятить ей эту статью.
Сразу же после телепередачи всю необходимую информацию я отыскал на официальном сайте Федеральной таможенной службы России. Оказалось, что названную услугу предоставляет околотаможенное предприятие – Специализированное государственное учреждение «Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ) ФТС России», которое на основе информационных ресурсов ЕАИС таможенных органов обещает сообщать данные о фактах таможенного оформления автотранспортных средств с 1998 года включительно.
На сайте организации представлен текст договора на выполнение соответствующей работы. Изучив его, я нашёл много интересного. Оказалось, что данный вид бизнеса непосредственно находится в ведении не главы предприятия, а его заместителя по экономике – господина А.С.Дятлова, который заключает все договоры за своей подписью.
Главной особенностью договора является... необязательность его исполнения. Независимо от полученного (или неполученного) результата, он всё равно считается выполненным. Привожу дословно содержание пункта 1.2 договора: «Исполнитель обязуется оказать услугу по предоставлению данных о факте таможенного оформления автотранспортных средств из информационных ресурсов ЕАИС таможенных органов. В случае отсутствия данных в информационных ресурсах ЕАИС таможенных органов о факте таможенного оформления автотранспортного средства, запрашиваемого Заказчиком, услуга считается оказанной».
Но это ещё не всё. Вершиной предпринимательской смекалки образца середины 90-х годов, когда каждый уважающий себя жулик создавал собственный «МММ» и не стесняясь дурил народ, является примечание к упомянутому пункту, напечатанное очень мелкими буковками (чтобы не бросалось в глаза): «Наличие или отсутствие данных о факте таможенного оформления автотранспортного средства в информационных ресурсах ЕАИС таможенных органов не является документальным подтверждением факта таможенного оформления или неоформления автотранспортного средства таможенными органами Российской Федерации». То есть за достоверность информации таможенный ГНИВЦ в любом случае не отвечает. Хочешь верь, хочешь не верь – полученные сведения документом не являются! Тем не менее «за проделанную работу» взимается плата: ни много, ни мало – 1000 рублей!
К чему может привести предлагаемый лохотрон – понять нетрудно. Представим себе простую ситуацию. Гражданин желает приобрести автомобиль, делает запрос в ГНИВЦ, платит немалую сумму, получает ответ о том, что машина честно растаможена, и, будучи уверенным, что всё в порядке, покупает её. А при регистрации в ГАИ узнаёт, что автомобиль ввезён без уплаты таможенных пошлин – будьте любезны заплатить за растаможку. Как это? Ведь официальная структура Федеральной таможенной службы сообщила, что всё в порядке! Ан нет – то была шутка без документального подтверждения.
И всё это происходит сегодня, когда значительное количество автомобилей ввозится в нашу страну по-чёрному. У гаишников даже придуманы криминальные схемы регистрации таких машин. Например, владелец как будто теряет техпаспорт, и ему выписывают «дубликат», который таковым никак не считается ввиду отсутствия в природе оригинала.
А уж поскольку воровство конфиденциальной информации в России уже давно распространено, то, несомненно, найдутся и такие люди, которые имеют возможность внести изменения в сведения, на которые опирается ГНИВЦ. Не случайно последний не берёт на себя ответственность за выдаваемую информацию.
Так что ценность предлагаемой услуги невелика. Непонятно только, почему ГНИВЦ за такую несерьёзную работу берёт так дорого. Красная её цена – 10, максимум – 30 рублей. Не больше. Всё остальное – предмет разбирательства в антимонопольной службе.
"Авторынок Калининграда", №44 от 6.11.2007