Таможенный союз аукнется белорусским автодилерам
Беларусь, Россия и Казахстан всерьез взялись за формирование Единого таможенного пространства. Члены правительств трех стран уже определили, что к 2010 году это пространство будет создано, а с 1 июля 2011 года весь таможенный контроль будет вынесен на внешнюю границу союза. При этом внутренних границ не будет, а доходы от таможенных пошлин будут делиться в нынешних пропорциях между бюджетами трех стран. Между тем отсутствие таможенных границ внутри союза требует согласования таможенной политики в тех отраслях, где страны имеют различные таможенные тарифы. Труднее всего придется белорусским автодилерам.
Несмотря на то, что таможенные тарифы России и Беларуси идентифицированы более чем на 90%, пошлины на ввозимые легковые автомобили в странах ощутимо разнятся. Это связано с тем, что в России существует как собственный автопром, так и активно развивающаяся сборка иностранных автомобильных брендов. В Беларуси же, кроме отверточной сборки нескольких сотен белорусско-иранских «Самандов» в год, своего производства легковых автомобилей нет. Однако единство таможенного пространства и отсутствие внутрисоюзных границ потребует введения общего таможенного тарифа.
В России обмолвились, что готовы на 5 п.п. снизить пошлину на новые иномарки, доведя ее до 25%. Белорусские дилеры не сомневаются, что действующие в Беларуси пошлины будут приравнены к российским. Наиболее болезненным для потребителей будет повышение пошлин на подержанные автомобили – именно они являются основными конкурентами российских марок.
«Ситуация напоминает сказку о мальчике, который кричал: «Волки!». О повышении пошлин на ввоз иномарок говорят давно, и к этому все привыкли. Но пока они не приравнены к российским, так что многие не верят, что это когда-нибудь случится. Но нельзя исключать, что в один прекрасный день нам объявят, что в стране действуют пошлины на уровне российских»,- говорит помощник генерального директора холдинга «Атлант-М» Илья Прохоров.
Он подчеркнул, что для белорусских автодилеров такой сценарий будет весьма болезненным, поскольку импортеры автомобилей работают не с российскими заводами, собирающими мировые бренды, а с производителями с внешних рынков. «Нам придется снова налаживать систему сбыта, возможно, полностью переключиться на российские заводы. В конечном итоге проиграет потребитель, потому что уровень цен в Беларуси и России сейчас несопоставим»,- предполагает Прохоров. Однако, по его словам, в случае, если пошлины будут доведены до российского уровня, а граница между Беларусью и Россией стерта, не многие покупатели будут заказывать машины у белорусских дилеров – им проще будет поехать в Смоленск и купить машину там без всяких накруток посредников.
Сейчас при перемещении автомобиля из России в Беларусь пошлины на него не платятся лишь в случае, если локализация производства в России составляет свыше 50%. В таком случае автомобиль признается не просто собранным в России, а российским. Однако с отменой границ внутри стран союза такого разделения не будет.
Воспользоваться ситуацией мог бы белорусский автопром. Можно предположить, что при отсутствии границ локализация производства будет включать компоненты, не только произведенные в РФ, но и поставленные с заводов Беларуси и Казахстана. Мировые производители, по словам Прохорова, заинтересованы иметь локализацию производства запчастей в России на уровне не менее 50%, поскольку это позволило бы удешевить выпускаемые иномарки и претендовать на налоговые и иные льготы. Однако, констатирует эксперт, в России культура производства запчастей остается на низком уровне.
«Свободную нишу могла бы закрыть Беларусь. Если бы мы не делали заведомо ошибочной ставки на создание собственных производств легковых автомобилей, а развивали производство запчастей для российских сборочных производств, мы могли бы держать 25-30% российского рынка запчастей»,- полагает собеседник.
БДГ; 14.08.09