31.07.08

Таможня: нам за державу обидно!

За весь 2007 год во Владивостокской таможне оформлено рыбной продукции и продуктов морского промысла (свежих, мороженых и охлаждённых) на 72,4 миллиона долларов США. Основная нагрузка по таможенной очистке экспортируемой и импортируемой рыбопродукции ложится на отдел специальных таможенных процедур Первомайского таможенного поста, поскольку значительную долю в оформлении морских транспортных средств этим подразделением занимают рыбопромысловые суда.

С начала года по 10 июля рыбопромысловые транспортные средства составили 23 процента от общего количества оформленных отделом. Оформление такого рода транспорта, а значит, и рыбопродукции носит «сезонный» характер, связанный с периодом добычи.


В зоне ответственности Первомайского таможенного поста сосредоточены основные специализированные помещения для длительного хранения продукции морского промысла, принадлежащие Владивостокскому морскому рыбному порту, ОАО ХК «Дальморепродукт» и другим организациям и предприятиям.

Таможенное оформление морских транспортных средств, в том числе рыбопромысловых, перемещаемых через таможенную границу РФ, осуществляется на основании норм международного права (Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г.), международных договоров РФ в области морских перевозок и таможенного законодательства.

Указанными актами детально регламентирован порядок действий должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, и товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами.

При оформлении такого специфического товара, как морепродукция, особенно важны временные рамки, в течение которых происходит таможенное оформление. Поскольку время в этом случае не только деньги, но и качество продукции. Таможенники хорошо понимают это, поэтому в отношении практически всех судов, подавших заявки на оформление убытия/прибытия, соблюдается как предполагаемое время оформления, так и предельно допустимые временные рамки продолжительности работы таможенного наряда.

Несмотря на это, проблемы при таможенном оформлении рыбопромысловых судов, напрямую связанные с задержкой в оформлении, все же существуют. Они могут быть, например, связаны с недостатком опыта судовой администрации в заполнении стандартных документов перевозчика, предъявляемых таможенному органу.

В отдельных случаях взаимопонимание заинтересованных сторон осложняется отсутствием у таможенных органов Дальневосточного региона единой практики таможенного оформления морских судов (к примеру, при оформлении каботажа). Не всегда в разных таможнях региона требуются одинаковые документы и делаются одинаковые отметки. Например, судно с рыбопродукцией следует из Петропавловска-Камчатского во Владивосток в каботаже, но из-за особенностей прибрежной линии по чисто формальным признакам выходит за пределы таможенной территории. Нужно ли оформлять судно? В законодательстве однозначного ответа нет, а значит, есть основания для разных подходов.

Нет также единой правоприменительной практики. Например, в отношении бункеровки судов за таможенной границей России. При эксплуатации судов, находящихся на путине, запасы топлива необходимо пополнять. Заправляется и оформляет в таможенном отношении припасы одно судно, которое везёт топливо для передачи другому, находящемуся в экспедиции. Как свидетельствует судебная практика, однозначного решения, будет ли это нарушением, пока не выработано.

Таким образом, там, где всё прозрачно в законодательной базе и прогнозируемо на практике, проблем и соответственно задержек в таможенном оформлении не будет.

А вот неоднозначность применения отдельных актов в силу их противоречивости и неконкретности ставит в сложные условия не только судовладельцев, но и правоохранительные структуры. Так, например, приказом ФТС России от 14 мая 2008 года регламентирован порядок декларирования продукции морского промысла добытой: а) во внутренних морских водах, б) в территориальном море, в) в исключительной экономической зоне РФ, г) на континентальном шельфе. В то же время механизм подтверждения данных о добыче продукции морского промысла именно в этих районах не предусмотрен.

В этом же документе отсутствует раскрытие понятия «уведомительный порядок оформления захода (отхода) рыбопромыслового судна». Отсюда возникают вопросы: «Где? Когда? В каком объёме?». И кто должен совершать это уведомление? Каковы санкции за неуведомление? Есть и другие. В частности, приказом предусмотрено, что при таможенном оформлении судов используются программные средства, предназначенные для ведения мониторинга водных биоресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов. Во Владивостокской таможне такое программное обеспечение отсутствует. Космической связью сегодня обеспечены и морские администрации портов, и суда. Однако таможенный мониторинг – вещь необходимая, тем более что есть «умельцы», которые, находясь в Пусане, «сигнализируют» с якобы российской территории.

Таким образом, наиболее важными направлениями для ускорения таможенного оформления рыбопромысловых судов являются совершенствование законодательной базы и правоприменительной практики, а также информирование судовладельцев (Ассоциации рыбопромышленников Приморского края) о требованиях таможенного законодательства, связанного как с оформлением рыбопромыслового флота, так и с оформлением продукции морского промысла. Дальневосточные таможенники нуждаются также в органе, который бы регулярно обобщал практику оформления судов и продукции морского промысла.

Учитывая предстоящее расширение зоны ответственности таможни с 12-мильной до 200–мильной, ускорить оформление морепродуктов возможно с помощью доставки таможенными судами сотрудников таможни для оформления груза прямо в море.

Владивосток; 30.07.08