Таможня не успевает менять ценники
Федеральная таможенная служба объявила о предстоящей коррекции системы определения таможенной стоимости импорта, используемой таможней уже несколько лет. Система управления рисками ФТС, основанная на так называемых профилях риска для импортеров, по мнению и импортеров, и ФТС, плохо работает в условиях постоянного обновления ассортимента импорта. Впрочем, что заменит "профили риска", ФТС не объявляет.
Федеральная таможенная служба недовольна работой системы управления рисками (СУР), заявил в пятницу заместитель руководителя ФТС Владимир Малинин. "Работа системы нас не удовлетворяет, и предпринимаются серьезные шаги для ее улучшения",– пояснил чиновник. Раскрыть подробности этих шагов представители ФТС отказались.
Концепция системы управления рисками (СУР) в российских таможенных органах была утверждена в сентябре 2003 года приказом тогдашнего руководителя ГТК (предшественника ФТС) Михаила Ванина. Основная задача СУР – предотвращение занижения таможенной стоимости ввозимых на российскую территорию товаров и, как следствие, таможенных платежей.
С начала 2006 года СУР стала применяться в автоматическом режиме на всех таможенных постах. "В результате количество досмотров товарных партий удалось снизить с 80% до 18%, а их эффективность увеличить с 0,2% до 10%",– сообщил представитель ФТС. По данным службы, с начала 2005 года по июль 2006 года в результате использования СУР было довзыскано таможенных платежей на сумму 11,55 млрд руб.
Одним из важнейших компонентов СУР является сопоставление содержания декларации с информацией, имеющейся у таможенных органов, в том числе о стране происхождения, рыночной стоимости товара и т. д. "В нынешнем виде СУР немного себя изжила: она не может быстро адаптироваться к меняющемуся рынку, например увеличению товарного потока, расширению ассортимента и его быстрому обновлению",– считает представитель РАТЭК Антон Гуськов. "Если взять алкоголь, то в страну импортируется уже десятки разновидностей вина сорта 'Мерло'",– соглашается представитель ФТС.
По мнению участников рынка, говоря об изменениях в СУР, ФТС подразумевает прежде всего ценовой аспект системы. Элементом СУР являются "профили риска" по группам товаров, по стране происхождения, по стране-производителю. "По такому показателю, как таможенная стоимость, 'профили риска' разработаны в отношении почти трети товаров от всех поименованных в товарной номенклатуре ВЭД",– говорит представитель ФТС. Для этого "профиль риска" содержит в том числе информацию об отпускных ценах производителя товара.
Содержание "профилей риска" держится в тайне от импортеров. "Импортеры должны априори декларировать правильную стоимость и на 100% исполнять",– говорит гендиректор компании AviaServices Наталья Савельева. Предшественником "профилей риска" являлся принцип минимальной таможенной стоимости, когда задекларированный товар не мог стоить ниже установленного уровня. Этот принцип позволял поддерживать хороший сбор платежей в бюджет. "Но затем импортеры стали декларировать по схожей цене и дешевые марки электроники, и брэндовые, и таможенники предложили 'ассортиментный подход'",– говорит Антон Гуськов.
По мнению РАТЭК, легальный рынок заинтересован в развитии СУР, но для повышения ее эффективности таможенным органам не хватает ресурсов. "В России проблема даже с таможенной инфраструктурой, не говоря уже о полной компьютеризации всей системы",– жалуется сотрудник одной из московских логистических компаний. "Система требует постоянных вложений, на места информация доходит иногда с большим опозданием",– отмечает господин Гуськов. К тому же, отмечает представитель РАТЭК, таможенники в спорных случаях при корректировке таможенной стоимости почти всегда исходят из максимальной стоимости, хотя при рассмотрении таких споров в суде в 80% случаев участник ВЭД выигрывает дело.
ФТС пока не раскрывает, как она намерена "исправлять" систему управления рисками. По данным Ъ, ФТС может изменить технологию составления "профилей риска" и сделать ее более прозрачной. Свои инициативы ФТС обнародует к весне 2007 года.
Коммерсант kommersant.ru 29.01.07