04.06.13

Таможня совершенствует финансовый менеджмент

Алексей Авдонин, руководитель Главного финансово-экономического управления ФТС России

Таможня сегодня приносит половину федеральных доходов. Сколько государство тратит на таможенную систему и насколько эффективно расходуются эти средства?

Алексей Авдонин: В РФ более ста главных распорядителей бюджетных средств. ФТС России - один из них. Мы несем всю полноту ответственности за организацию финансового обеспечения региональных таможенных управлений, таможен и всех учреждений, находящихся в ее ведении. ФТС России наделена правами распределения бюджетных ассигнований среди подведомственных 13 распорядителей и 156 получателей бюджетных средств. К бюджетным полномочиям ФТС России относится результативное и целевое использование бюджетных средств, ведение реестра расходных обязательств, планирование расходов и составление обоснований бюджетных ассигнований, формирование бюджетной отчетности... Конечно же, быть главным распорядителем бюджетных средств в нынешних условиях, да и в прежних тоже, очень непросто.

Не будем скромничать: средства федерального бюджета занимают существенное место в денежном обороте государства. И от надлежащего исполнения распорядителями средств своих полномочий во многом зависит достижение основных макроэкономических показателей, устанавливаемых главным экономическим законом страны "О федеральном бюджете на очередной год и плановый период". В том числе это размер ВВП и уровень инфляции.

Как построена система управления бюджетными средствами?

Алексей Авдонин: Один из ключевых участников бюджетного процесса - Минфин России. В последние годы он уделяет особое внимание повышению эффективности бюджетных расходов, оценивая при этом качество финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета. По итогам проведения мониторинга составляется своеобразный рейтинг.

ФТС в течение трех лет занимала лидирующие позиции в рейтинге минфина. По итогам мониторинга качества финансового менеджмента за 2011 и 2012 годы таможенные органы занимали первое место среди органов государственной власти.

Таких результатов мы достигли с учетом реализации ведомственного плана по повышению эффективности бюджетных расходов. Он помог нам изыскать резервы и понять, где можно оптимизировать затраты без ущерба для конечного результата. Наши специалисты тщательно формируют и своевременно представляют коллегам информацию, необходимую для расчета соответствующих показателей.

Наибольший вес имеют такие группы показателей, как среднесрочное финансовое планирование, исполнение бюджета в части расходов, учет и отчетность, внутренний контроль. Их выполнение в большей мере влияет на итоговую оценку. Но и другие детали важны.

При составлении и исполнении бюджетов служба исходит из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. В основе оценки эффективности - результат, полученный при расходовании средств, по сопоставлению с затратами. Другими словами, "тот же результат за меньшие деньги" или "за те же деньги больший результат".

Всегда удивляло: и как это финансистам удается спланировать расходы?..

Алексей Авдонин: Бюджетная политика строится на документах стратегического планирования. Одним из таких документов является "Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года", в конце прошлого года принятая правительством. Формирование бюджета на очередной финансовый год и плановый период - это ежегодный, сжатый по времени и ответственный процесс. Еще на стадиях составления проекта бюджета и его утверждения в рамках бюджетного процесса проводится проверка расходов на их полезность и целесообразность. В этот период очень полезны здравый смысл и интуиция. Иногда именно интуиция, внутреннее озарение, позволяет внезапно находить правильное решение.

На какие нужды ведомство тратит больше всего денег?

Алексей Авдонин: На 2013 год на содержание таможенных органов из федерального бюджета выделено почти 70 миллиардов рублей. Из них 63,9% - это расходы на оплату труда с начислениями и выплаты социального характера. 34,6% - это текущие расходы, в основной массе - расходы на информационно-техническое обеспечение таможенных подразделений. Оставшиеся полтора процента - это капитальные расходы инвестиционного характера.

Как показали данные бюджетной отчетности за 2012 год, на каждый рубль, вложенный государством в обеспечение работы таможенной системы, приходится 94,34 рубля дохода в федеральный бюджет. По этим цифрам видно, что таможня - это очень эффективный экономический механизм. Он отлажен за несколько веков, проверен международной практикой и сейчас активно развивается в современных экономических условиях.

Пополнение доходной части федерального бюджета является одной из основных задач таможенных органов. В 2012 году сумма доходов, учтенная по доходным статьям федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности во исполнение Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (без учета авансовых платежей и денежных залогов), составила 6581 млрд рублей, или 100,4% от прогнозируемой суммы, что на 630,5 млн рублей, или на 10,6%, больше по сравнению с 2011 годом.

В рамках реализации "Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года" ФТС России успешно ведет работу и эффективно решает задачи по обеспечению информационного взаимодействия с государствами - членами Таможенного союза и федеральными органами исполнительной власти, по оснащению таможенных органов информационно-техническими и информационно-программными средствами, проведению их модернизации.

В течение последних трех лет таможенным органам и учреждениям, находящимся в ведении ФТС России, устанавливаются контрольные показатели эффективности деятельности, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность, выполнение которых напрямую связано с уровнем материального стимулирования должностных лиц таможенных органов по итогам работы за отчетный период. Хорошо сработал, выполнил показатели - получи премию.

Насколько публична отчетность о расходовании бюджетных средств?

Алексей Авдонин: Согласно Бюджетному кодексу, бюджетная отчетность ФТС России представляется в Минфин России, тот направляет сведения в правительство РФ. Утвержденный правительством годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Госдумой и утверждению как Федеральный закон. До рассмотрения Госдумой отчет подлежит внешней проверке Счетной палатой.

Можете представить, насколько высока ответственность таможенных органов и учреждений в целом и должностных лиц финансово-бухгалтерских подразделений в частности за своевременность представления отчетности, ее достоверность и качество. Качество представляемой бюджетной отчетности - один из показателей при проведении минфином оценки качества финансового мониторинга ведомства.

Конечно же, бюджетная отчетность понятна только специалистам. Она не публична потому, что для восприятия требует специального образования. В то же время члены общества вправе требовать удовлетворения своих специфических информационных потребностей. Как же эти потребности общества могут быть удовлетворены? Путем формирования государственными органами, всем общественным сектором финансовой отчетности общего назначения. Сейчас минфином ведется разработка на базе МСФО российских стандартов финансовой отчетности общественного сектора. В состав бюджетной отчетности помимо существующих сегодня специальных форм, понятных только для специалистов, войдут также формы финансовой отчетности общего назначения. Они будут понятны всем гражданам, не только с экономическим образованием.

Российская газета