Таможня тормозит лес
На станциях Красноярской магистрали в ожидании таможенной декларации вагоны с лесными грузами простаивают до пяти суток. Убытки несут грузоотправители и магистраль.
Как рассказали «Гудку» в одной из компаний-лесоотправителей, ситуация, которая сложилась сейчас на Канском таможенном посту, просто критическая.
– Мы везём лес и пиломатериалы на экспорт в Китай, а также в страны СНГ. Чтобы получить необходимую для этого таможенную декларацию, фирмы стоят в очереди по трое, а то и по пять суток, – отметили там. – Всё это приводит к простоям подвижного состава. Кроме того, сбои при отправлении грузов ведут к снижению рентабельности и оборотного капитала предприятий.
Постоянно нарушаются и временные нормативы нахождения вагонов под грузовыми операциями. Компании вынуждены платить штрафы. За один час простоя вагона на путях общего пользования грузоотправители платят штраф КрЖД в размере 200 руб. Только за июнь наша фирма потеряла на этом более 50 тыс. руб. Для небольшой компании это серьёзная сумма.
Однако в сложившейся ситуации не только предприниматели терпят убытки, но и железнодорожники.
– На штрафах мы не заработаем. Наши доходы зависят только от объёма перевозок, а если вагоны стоят без дела, естественно, мы несём убытки, – говорит начальник Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Валерий Лебедик. – Только за июнь потери погрузочных ресурсов составили более тысячи вагонов.
О причинах столь медленной работы таможенных постов лесоотправители только догадываются:
– Возможно, у них не хватает сотрудников в период летних отпусков. Тогда можно объяснить тот факт, что в зимние месяцы, когда шли интенсивные погрузки, этот же таможенный пост выпускал по 40–50 деклараций в день, а сейчас, летом, когда объёмы не такие уж большие, выпускается всего по 20 таможенных документов в сутки.
Поэтому лесоотправители сложившуюся ситуацию иначе как саботажем не называют. А ведь, кроме убытков, они рискуют ещё и репутацией перед собственниками подвижного состава. По их словам, стоит один раз задержать вагоны – и следующую заявку собственник уже может отклонить. Либо дать меньшее количество вагонов.
Таможенники пытаются оправдать многодневные очереди на постах недостатками в работе самих участников внешнеэкономической деятельности.
– Некоторые грузоотправители прибегают к услугам так называемых серых брокеров, – говорит начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Красноярской таможни Вячеслав Арсентьев. – Такие организации зачастую представляют одновременно декларации нескольких компаний. И уже эти посредники расставляют собственные приоритеты при подготовке таможенных документов.
Представители таможни считают, что ситуация изменится, когда все грузоотправители перейдут на электронное таможенное декларирование. По словам Вячеслава Арсентьева, посредством Интернета решение на вывоз продукции лесники будут получать уже на следующий день после подачи декларации.
– Такое декларирование оптимизирует буквально все ресурсы: и человеческие, и материальные, и временные, – говорит он.
Другое дело, отмечают на таможне, что не все лесоотправители обзавелись необходимой для этого электронной подписью.
– На её оформление требуется около полутора месяцев. И у многих она уже на подходе. Так что ситуация скоро переменится, – отметили там.
Но решение проблемы электронным декларированием у грузоотправителей всё же вызывает сомнение.
Как отметили в одной из компаний, конечно, подать заявку через Интернет грузоотправителям в крупных городах края, к примеру в Канске или Лесосибирске, может быть, проще и быстрее. Но что же делать тем компаниям, которые находятся на отдалённых таёжных станциях? А таких много – те же «лесные» Чунояр, Решоты и Карабула. Здесь иногда и телефонная связь работает с перебоями, что уж говорить о Всемирной паутине...
Лесоотправители считают, что, пока электронное декларирование не станет одинаково доступным для всех, имеет смысл возобновить работу таможенного поста на станции Карабула, закрытого в 2005 году. Уже пять лет грузоотправители ездят за несколько сотен километров на Канский таможенный пост, чтобы подать документы. А ведь из Карабулы отправляется основной объём лесных грузов. К тому же она находится в зоне Нижнего Приангарья. Это тот район, на который делается серьёзная ставка в будущем развитии лесного комплекса Красноярского края.
Справка «Гудка»
За первое полугодие 2010 года объём погрузки лесных грузов на КрЖД составил более 2 млн тонн. На 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились перевозки на экспорт.
Основной объём продукции предприятия лесной отрасли отправляют на восток –
в Китай и Южную Корею.
gudok.ru 23.07.10