Таможня военного Мурманска
В годы воины деятельность многих таможен СССР была прекращена или прервана. Мурманская таможня, сумевшая за предельно короткий срок перестроить свою деятельность на военные рельсы , продолжала напряженно работать. Из 23 ее сотрудников в действующую армию были мобилизованы 10 человек. Учитывая близость боевых действий, в Мурманске понятия тыла и фронта были условными, поэтому в течение всей войны работавшие здесь таможенники находились практически на передовой.
Начало войны резко изменило не только жизнь страны, но и характер внешнеэкономических связей с зарубежными государствами. СССР, войдя в состав стран антигитлеровской коалиции, стал союзником Англии, Канады и США. Разного рода поставки, в том числе и по ленд-лизу, в Советский Союз осуществлялись по трем главным маршрутам: Северному (Мурманск, Архангельск и Молотовск), Тихоокеанскому (дальневосточные порты страны и Чукотка) и Иранскому (через Персидский залив в Закавказье и на Каспий). Северный маршрут был самый короткий, но и самый опасный: на всем пути корабли с грузами шли в зоне досягаемости немецкой авиации и флота, а мурманский порт находился вблизи линии фронта и часто подвергался бомбежкам. Только в августе 1941 года Мурманск бомбили 50 раз, в воздушных налетах на город участвовало 314 немецких самолетов.
В конце 1941 года из 18 штатных сотрудников в Мурманской таможне работали пять специалистов, обеспечивавших полноценную деятельность таможни. Лишь в 1942 году, учитывая стратегическое значение мурманского порта, личный состав был увеличен до 30 человек, в том числе за счет командирования сотрудников из других таможен. В те годы главной задачей таможни Кольского Заполярья стал контроль грузов, ввозимых Северными конвоями из стран антигитлеровской коалиции в адрес Красной Армии, Военно-Морского Флота, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Первый караван пароходов Северного конвоя PQ-7 пришвартовался к причалам Мурманского торгового порта 11 января 1942 года. Караваны формировались в Исландии, на севере Великобритании и в Шотландии. Первоначально ленд-лизовские грузы ввозились с уплатой таможенной пошлины и только с 1 января 1943 года - беспошлинно, как благотворительные грузы. Тем не менее, к ряду товаров в адрес внешнеторговых объединений применялось таможенно-тарифное регулирование.
Особенно тяжелым для Мурманской таможни и всех северян оказался 1942 год. Гитлеровское командование, поняв, что план молниеносной войны в Заполярье выполнить не реально и захватить Мурманск в намеченный срок не представляется возможным, приняло решение уничтожить его с воздуха. Немецкие самолеты бомбили город днем и ночью. Так фашисты пытались сломить оборону на линии Кольского залива и Мурманской железной дороги. Во время одной из бомбежек были уничтожены 4 жилых дома таможни, таможенная шлюпка и весь имевшийся архив. Таможенникам пришлось и жить, и работать в одном полуразрушенном доме без окон, с разбитой кровлей и печью. Только в мае 1943 года получили служебное помещение на улице Пушкинской, дом 7.
Особенно ожесточенным атакам подвергался морской торговый порт. Здесь не осталось ни одного неповрежденного или полностью не разрушенного причала. Таможенники наряду с портовиками ремонтировали и восстанавливали их под гибельным огнем. Приходилось спасать корабли союзников и поступающие на них импортные грузы. Бывало, что при начале воздушного налета или пожара на судне иностранные моряки покидали транспорт, оставляя груз на волю случая. Тогда вся ответственность за судьбу важных для страны грузов ложилась на плечи таможенников, которые героически боролись за их сохранность, нередко ценою своего здоровья и жизни. Примеров тому немало.
Так, 24 марта 1942 года ближе к вечеру началась очередная жестокая бомбардировка торгового порта. На центральную часть упало 25 мощных фугасок, убило 46 и ранило 35 человек. Погибли также 8 малайцев из экипажей двух британских судов, стоявших под разгрузкой. Бомбы попали в английское судно Ланкастер Кастер , и оно стало тонуть. Команда в срочном порядке покидала корабль. Дежурившие на нем сотрудники таможни пытались препятствовать уходу членов экипажа и призывали их вести борьбу за живучесть парохода. Капитан судна официально отказался от груза, и предложил таможне поступать с ним, как ей заблагорассудится. Таможенники совместно с портовиками и моряками Северного флота, поддерживая транспорт на плаву, в течение нескольких суток под непрерывными бомбовыми ударами вражеских самолетов осуществляли с него выгрузку продовольственных товаров.
В ночь на 4 апреля 1942 года во время обработки каравана PQ-13 одна из фугасных бомб попала в трюм британского транспорта Нью-Вестминстер Сити . Почти вся команда поспешно покинула борт. Пожар охватил среднюю часть парохода, в трюмах которого оставалось около 200 тонн снарядов. Клубы пара из пробитых котлов окутали судно, на верхней палубе рвались сигнальные ракеты и дымовые шашки. Транспорт постепенно заполнялся водой. Руководство порта в срочном порядке направило к горящему судну спасательный буксир Строитель и спасательный катер Буревестник . Их экипажи под непрекращающейся авиабомбежкой заделали пробоину в корпусе, откачали воду и вернули судну плавучесть. Теперь необходимо было спасать заграничный военный груз. Инспектор таможни Ион Давыдович Федоров, осуществлявший таможенное оформление Нью-Вестминстер Сити , немедленно мобилизовал команду стоявшего рядом советского парохода Свияга и под обстрелом вражеской авиации совместно с моряками и докерами организовал выгрузку снарядов. Пока последний из них не был отправлен на берег таможенник оставался на британском судне. Во время воздушных налетов лично принимал участие в отражении атак фашистской авиации, ведя прицельный огонь из пулемета... Подвиг Ионы Давыдовича был отмечен приказом Главного таможенного управления.
Военные действия в Заполярье закончились поздней осенью 1944 года. К этому времени немцев выбили с Кольского полуострова, гитлеровская авиация прекратила бомбежки города и порта. Война с фашизмом откатилась в Европу и на северные моря. Последний союзный конвой SW-67 вошел в Мурманск 20 мая 1945 года. Всего за годы войны северные порты (Мурманск, Архангельск и Молотовск) приняли 41 караван из 738 судов. Они доставили порядка 4 млн. тонн грузов. За время войны в мурманском порту было разгружено 250 транспортов и переработано более 2 млн. тонн военно-хозяйственных грузов. С лета 1945 года начали поступать репарационные грузы из Германии.
В течение всех тяжелых военных лет постоянной заботой мурманских таможенников оставался контроль за ввозом внешнеторговых грузов, борьба с попытками незаконного провоза предметов контрабанды, исчисление таможенных платежей с товаров, превышающих норму беспошлинного ввоза. За годы войны Мурманская таможня перечислила в госбюджет 1 млн. 386 тыс. 437 рублей. В борьбе с контрабандой активную помощь таможне оказывала пограничная охрана, сотрудники которой задерживали иностранных и советских моряков, сносивших с судна без разрешения таможни и продававших в порту сигареты, продовольствие, ширпотреб. Товары передавались в таможню и конфисковывались. По отчетам таможни только за 1944 год в нарушении таможенных правил были замечены члены экипажей 37 иностранных судов.
Таможня Кольского Заполярья сумела в годы военного лихолетья не только выстоять, но и развить свою инфраструктуру, подготовить высокопрофессиональные кадры, что помогло укрепить таможенную систему страны в целом и способствовать выполнению государственных задач в послевоенный период. Через службу в Мурманской портовой таможне прошли более 100 таможенников из Архангельской, Ашхабадской, Бакинской, Владивостокской, Рижской, Ленинградской, Московской и других таможен. Впоследствии некоторые из них возглавили таможни в других городах Советского Союза. На северной границе страны были открыты и эффективно работали таможенные посты в Полярном, Ва-енге, Грязной губе, Беломорске, таможня в Печенге (Петсамо).
Родина по достоинству оценила трудовой и ратный подвиг таможенников военного Мурманска. За мужество и стойкость, проявленные в годы Великой Отечественной войны, 23 сотрудника награждены медалью За оборону Советского Заполярья , 7 человек удостоены медали За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. .
Алла СВЕШНИКОВА,
пресс-секретарь Мурманской таможни,
Виктор ГОЛОВИН,
руководитель регионального отделения Совета ветеранов таможенной службы
Журнал "Таможня" 8 от 26 апреля 2005г.