Таможня выбивает пробки на границе
Транспортные грузопотоки хотят вернуть в Белоруссию
Вчера таможенники России, Белоруссии, Латвии и Литвы, а также представители компаний-автоперевозчиков на конференции, организованной ТПП, искали "пути решения проблемы пересечения пограничных пунктов пропуска на Западе и Северо-Западе России". Единого пути так и не нашли.
По словам председателя Федеральной таможенной службы (ФТС) России Андрея Бельянинова, в последнее время очереди на автомобильных пунктах пропуска на западе и северо-западе страны увеличились в полтора-два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Мы внедряем новые средства таможенного контроля, оптимизируем структуру и штатную численность, но ситуация не меняется", - посетовал он. В цифрах очереди выглядят так. По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), время простоя при въезде в режимную зону с территории иностранных государств в среднем составляет 20 часов. В пункте пропуска Бурачки - 36,6 часа, Убылинка - 28,1 часа (они находятся на границе с Латвией), Ивангород -41,2 часа (граница с Эстонией), Торфяновка - 15,7 часа (граница с Финляндией). А замминистра транспорта России Евгений Москвичев подсчитал, что ежегодные потери перевозчиков от простоя транспорта составляют около 7 млрд рублей.
Бельянинов предложил перевозчикам альтернативу - везти грузы транзитом через Белоруссию. Плюсы такой переориентации обрисовал глава белорусской таможни Александр Шпилевский. "Наша таможенная служба готова к обслуживанию возрастающих транспортных потоков", - заявил он. И пообещал, что с 2008 года общая пропускная способность белорусских пунктов пропуска возрастет в четыре раза - до 20 тысяч машин в сутки. И уже сейчас многие пункты пропуска на белорусско-польской границе загружены менее чем на 60%.
Однако российские перевозчики переориентироваться пока не спешат. И не потому, что не хотят. Представители АСМАП открыто признают, что возить грузы в Россию через территорию Белоруссии им выгоднее, чем, к примеру, через Литву и Латвию. И при этом обвиняют в нежелании перестраивать транспортно-логистические цепочки грузополучателей. По словам первого вице-президента АСМАП Алексея Василькова, грузополучатели, в частности, опасаются, что их товар может быть по надуманным причинам конфискован в Белоруссии. "Такие случаи бывали", - заявил он. Не нравится грузополучателям и то, что белорусские таможенники зачастую принимают решение сопровождать их грузы с конвоем. "Если стоимость груза хоть на копейку превышает $50 тысяч, груз автоматически ставят под конвой, тогда как российские таможенники сопровождают лишь пятую часть этих грузов", - пояснил Васильков. А Москвичев и вовсе усомнился в том, что Белоруссия "сможет перелопатить и растаможить такие объемы грузов", и предложил развивать свои пункты пропуска.
Чем еще привлекают грузополучателей перегруженные и на первый взгляд невыгодные им пункты пропуска на российско-литовской, латвийской и финской границах? Автоперевозчики признаются честно: там больше возможностей для занижения таможенной стоимости, в чем, понятно, заинтересованы грузополучатели, желающие сэкономить на таможенных платежах. Если же грузоперевозчики начнут отказываться от работы с такими грузополучателями по причине их недобросовестности, то просто потеряют свою долю рынка, которую займут иностранные автоперевозчики.
Gzt.Ru; 20.11.07