Таможня застряла в транзитной зоне
Массированное давление бизнес-объединений и чиновников Евросоюза на Федеральную таможенную службу (ФТС) дало результат. Вчера таможня сообщила о том, что откладывает на месяц, до 14 сентября 2013 года, вступление в силу приказа о прекращении оформления транзита автомобильных грузов по книжкам МДП (международные дорожные перевозки, TIR). В отсутствие реакции на скандал со стороны Белого дома ФТС оставила себе оба варианта дальнейших действий. Служба рекомендует перевозчикам продолжить готовиться к новациям, и одновременно им предлагается "урегулировать разногласия".
Как сообщили "Ъ" в ФТС, решение о месячной отсрочке было принято после прошедшей вчера встречи главы службы Андрея Бельянинова с делегацией представительства Европейского союза в РФ во главе с временным поверенным в делах Олли Пирканниеми. Накануне, 7 августа, свои претензии руководству ФТС высказали члены Консультативного совета по иностранным инвестициям и Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Кроме того, премьер Дмитрий Медведев получил полное озабоченности письмо от генсека Международного союза автомобильного транспорта Умберто де Претто, а глава МИДа Сергей Лавров — от исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии ООН Свена Алкалая. Свои возмущенные письма премьеру, а также его замам Игорю Шувалову и Аркадию Дворковичу отправляла российская Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).
Активность всех этих структур вызвана письмом ФТС от 4 июля 2013 года о том, что с 14 августа фуры с привычными для автомобилистов знаками TIR не смогут пересечь российскую границу без дополнительных национальных гарантий — дорогостоящих банковских гарантий, поручительств или прочих мер, обеспечивающих уплату таможенных пошлин в российский бюджет. Сейчас в соответствии с Таможенной конвенцией ООН 1975 года такую уплату гарантируют книжки МДП, которые перевозчикам продает АСМАП — представитель Международного союза автомобильного транспорта в РФ. В ФТС считают, что АСМАП задолжала бюджету около 20 млрд руб., и больше не хотят принимать финансово необеспеченные книжки МДП. Перевозчики со ссылкой на решения судов заявляют, что долгов у них нет (подробнее — см. "Ъ" от 5 августа), и подозревают, что решение по транзиту принимается в интересах действующего при таможенной службе ФГУП РОСТЭК.
Как подчеркнула вчера ФТС, перенос даты введения новых правил на 14 сентября произведен "по просьбе бизнеса", представители которого "высказали опасения о недостаточной технической готовности ряда участников внешнеэкономической деятельности, в том числе транспортных предприятий, к работе в новых условиях и попросили об отсрочке". Сама ФТС, судя по заявлениям Андрея Бельянинова на встрече с АЕБ, к новациям готова. В ФТС утверждают, что решение об отсрочке принято самостоятельно, без указаний из правительства. Перевозчики надеются, что Белый дом в ситуацию все же вмешается (курирующий тему бизнес-климата Игорь Шувалов сейчас находится в отпуске).
Пока ФТС оставила для себя оба возможных выхода из ситуации. Заявлено, что месячный лаг позволит импортерам и перевозчикам "полностью подготовиться к предстоящим нововведениям". Одновременно служба отметила, что АСМАП "получает возможность в указанное время урегулировать свои разногласия с ФТС" и, таким образом, сохранить нынешнее положение вещей.
Коммерсантъ