14.07.10

Техрегламент на троих

Россия прекращает разработку национальных техрегламентов. К 1 января 2012 года все техрегламенты, действующие в РФ, должны быть заменены едиными нормами Таможенного союза. Кто и как будет разрабатывать эти нормы, какие последствия для бизнеса несет эта революция технического регулирования, рассказывает замминистра промышленности и торговли Владимир Саламатов

- Зачем нужна система технического регулирования?

- Часть объема продукции, находящейся на рынке, имеет повышенные риски и может причинить вред человеку. Поэтому государство устанавливает обязательные требования к ее безопасности. Как раз в техрегламентах и сформулированы требования к конкретным видам продукции на предмет ее безопасности.

- Каким образом будет идти сближение систем технического регулирования трех стран? Ведь долгое время каждая система жила своей жизнью.

- Действительно, основная масса продукции, которая требует дорыночного контроля, в той или иной степени имеет разные требования во всех трех государствах. Соответствие абсолютно одинаковых требований не превышает и пяти процентов. Пока общих техрегламентов нет, были взяты четыре группы документов, через которые сформулированы обязательные требования к этой продукции, - это либо межгосударственные стандарты, которые реализуются в рамках нашего объединения по стандартизации СНГ, это стандарты РФ, Белоруссии и Казахстана. Сейчас мы создали единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации или декларированию. На виды продукции, входящей в перечень, по которой мы можем выдавать сертификаты единого образца, которые будут признаваться на всей территории ТС, мы сформулировали единые требования к продукции.

Это признано тремя сторонами. Одновременно мы пошли на то, что все производители, работающие на территории Таможенного союза, имеют право в своей стране зарегистрировать декларацию соответствия. И она будет действовать на территории трех стран - России, Беларуси и Казахстана. Это значительное послабление для бизнеса: теперь, например, не нужно в России для казахского предприятия открывать представительство, филиал.

- Все ли подготовились к новым правилам?

- Мы предусмотрели переходный период, до 1 января 2012 г. На некоторые виды продукции есть альтернатива: либо можешь получать сертификат, или декларацию Таможенного союза, либо национальную - белорусскую, казахстанскую, российскую. Либо и то, и другое. Оставлена альтернатива для группы продукции, вошедшей в Единый перечень. Для продукции, не попавшей в Единый перечень, будут действовать рамки национального законодательства. В этом заключается основная идея.

- Какова перспектива по формированию современной нормативной базы?

- Сегодня в РФ мы имеем общий перечень продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия. По 33 процентам мы уже приняли техрегламенты, в ближайшее время будут приняты еще четыре регламента, три уже рассматривали на правительстве. Примерно 50 процентов продукции у нас уже "покрывается" техрегламентом. Но к 1 января 2012 года все техрегламенты, действующие в РФ, должны быть заменены едиными нормами. Россия прекращает разработку национальных техрегламентов. Мы сейчас идем к тому, чтобы разрабатывать техрегламенты Таможенного союза. Мы стремимся к единым требованиям, которые будут иметь прямое действие на всей территории Таможенного союза через единые технические регламенты, и отдавать предпочтение межгосударственным стандартам, которые признают все три стороны. Будем доверять тем органам по сертификации, испытательным лабораториям, которые имеют достаточную квалификацию для того, чтобы от имени государства получить право выдавать документы единого образца. Я думаю, в ближайшее время договоримся по форме единого знака обращения и будем максимально проводить работу по разъяснению, что означает этот знак, и по достижении высокой степени доверия у граждан наших трех стран к этому знаку, как символу безопасности и качества этой продукции.

- Кем будут приниматься техрегламенты?

- Мы решили, что будем принимать техрегламенты на троих. Сегодня рассматривается возможность на передачу этих полномочий наднациональному органу - комиссии Таможенного союза, которая будет принимать своим решением эти техрегламенты. Они будут иметь прямое действие на территории трех стран. Это делается для ускорения, сокращения большого количества этапов.

- Будут разрабатываться техрегламенты изначально на национальном уровне, а приниматься комиссией Таможенного союза? Или комиссия Таможенного союза будет изначально их разрабатывать?

- Сегодня у нас 64 техрегламента Республики Казахстан действуют. Одновременно 18 принято в РФ, в ближайшие дни будет еще 4 принято. При этом в Республике Беларусь принято около 15 техрегламентов. Мы решили все эти экзерсисы остановить. Мы будем делать техрегламенты внутри Таможенного союза, наднациональные и брать тот опыт, который сегодня накоплен. Естественно, что первыми мы хотим принять те регламенты, которые уже были приняты в одном из государств трех сторон, и одновременно с этим параллельно будем заниматься наиболее важными техрегламентами, например, технические регламенты по пищевым продуктам, которых у нас до сих пор не существует. Наша цель - делать как можно больше межгосударственных стандартов.

- Как подтверждать соответствие, как и где проводить испытания или не проводить испытания?

- По всем этим вопросам мы формируем единый подход для трех стран, который очень важен. Мы понимаем, что Россия не всегда сможет удовлетворить все свои желания, создавая единый Таможенный союз и единое экономическое пространство. Мы все пойдем на какие-то компромиссы. Но основная идея единого технического регулировании заключается в том, что мы все принимаем вместе. Процесс иногда идет очень непросто, мы очень жестко разговариваем. Чем ближе мы к реальным действиям, тем градус переговоров становится все больше. Но в конечном итоге мы договариваемся.

Единая система технического регулирования будет разделять полномочия, и Российская Федерация хочет часть своих полномочий передать наднациональному органу - Комиссии Таможенного союза. Мы хотим передать полномочия по принятию технических регламентов, систему и координацию действий в области технического регулирования. Комиссия Таможенного союза дважды рассмотрела этот проект соглашения. Мы планируем, что в течение лета закончим государственные процедуры и подпишем это соглашение. Хотим до 1 января 2011 года его ратифицировать тремя парламентами. Комиссия Таможенного союза уже внесла в три страны - Белоруссию, Казахстан и Россию - предварительно согласованный текст этого соглашения, которое будет это все предусматривать.

- Расширение перечня декларируемой продукции - очень большой стимул для бизнеса. Но не пострадает ли от этого потребитель?

- Мы договорились на три страны, что будем согласованно проводить внесение изменений в законодательство об административных правонарушениях в области технического регулирования. До 1 января 2011 года мы хотим их внести. Как только эта работа будет завершена, мы сможем для нашего бизнеса существенно снизить нагрузку путем перевода большинства видов продукции из обязательной сертификации к декларированию соответствия. Мы делаем понятными виды наказания. В частности, для юрлиц за определенные виды правонарушений уровень ответственности будет поднят до 1 миллиона рублей. Это максимальная величина того штрафа, который накладывается по условиям нашего Кодекса по административному правонарушению. Мы считаем, что в осеннюю сессию в РФ эти изменения будут внесены, одновременно будут внесены изменения в смежное законодательство. То есть в закон о техническом регулировании, где будут конкретизированы виды правонарушений в этой области. Работа сейчас в правительстве находится на завершающей стадии, и у нас нет сомнений, что все это получится. Как только это будет сделано, мы тут же большинство продукции из обязательной сертификации переведем в декларирование соответствия.

- За какие виды правонарушений будет взиматься штраф?

- Первое. За то, что продукция не соответствует требованиям

технического регламента либо другим обязательным документам. Второе. Если была допущена ошибка при проведении исследований и испытаний. Если орган по сертификации недобросовестно провел сертификацию. На него также накладывается ответственность. Или если умышленно были подделаны результаты.

Российская газета