11.09.12

Тормозной путь

Обязательный порядок предварительной подачи информации о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза, в перспективе может быть введен на железной дороге.Об этом сообщил начальник главного управления организации таможенного оформления и контроля Федеральной таможенной службы РФ Владимир Ивин, подводя предварительные итоги введения обязательной процедуры прединформирования для автомобильных перевозчиков.

Предварительное информирование (ПИ) - система, позволяющая транспортным компаниям через Интернет извещать таможенные органы о ввозимых в страну товарах до прибытия транспортного средства на границу - стало обязательным для игроков рынка автомобильных перевозок с 17 июня текущего года, после вступления в силу соответствующего решения комиссии Таможенного союза. Раньше подготовка копий транзитных деклараций осуществлялась непосредственно на границе либо сотрудниками таможни, либо таможенными представителями перевозчика. Эта техническая процедура занимала, как правило, не меньше часа, оказывая существенное влияние на скорость продвижения автомобильной приграничной очереди.

Используя систему предварительного информирования, перевозчик, отправитель или получатель груза могут направлять таможенным органам сведения, необходимые для формирования электронной копии транзитной декларации, заранее, но не позднее чем за два часа до прибытия автомобиля в пункт пропуска. Отлаженная система ПИ в идеале должна сократить время таможенного оформления одного автомобиля до 15 минут. Как сообщает ФТС РФ, спустя месяц после введения нового таможенного порядка количество фур, проходящих ежедневно через автомобильные погранпереходы, увеличилось в нашей стране почти на треть - с 2,3 тысячи до 3 тысяч транспортных средств. К примеру, на самом загруженном участке МАПП "Бурачки" на российско-латвийской границе в Псковской области теперь оформляют до 410 фур в день. Раньше этот показатель составлял 360-380 машин. А в Калининградской области первые два месяца практической работы показали, что подача предварительного уведомления до фактического прибытия автомобильного груза на границу сокращает время пребывания транспортных средств в пунктах пропуска региона на 15-20 процентов.

Только 1,8 процента грузов перемещаются по железной дороге через границу после подачи предварительного уведомления Совсем иначе выглядит ситуация на железной дороге, где использование системы предварительного информирования происходит в добровольном порядке. В Калининградской области предварительная информация в отношении товаров, ввозимых железнодорожным транспортом, не предоставляется в таможенные органы в принципе. А в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) только 1,8 процента грузов перемещаются после подачи предварительного уведомления.

По словам Сергея Орденко, начальника Калининградского регионального сектора Центра по таможенной деятельности ОАО "РЖД", при формировании предварительной информации на железной дороге могут возникать определенные сложности, связанные с логистическими особенностями перевозок железнодорожным транспортом. В частности, у железнодорожных транспортных компаний не всегда имеется возможность заблаговременно, до прибытия состава в российский пункт пропуска, получить все необходимые данные от иностранного отправителя.

Если предварительная подача информации о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза, станет обязательной и для железнодорожных перевозчиков, транспортным компаниям придется осваивать систему ПИ в спешном порядке, невзирая на логистические препоны. Разумеется, время на подготовку у "железнодорожников" будет (решение комиссии Таможенного союза о введении обязательного прединформирования для "автомобилистов" было опубликовано за полгода до вступления документа в силу). Однако внедрять интернет-технологии в работу таможенных постов автомобильных пунктов пропуска в СЗФО начали еще в 2010-2011 годах, не дожидаясь вступления в силу решения комиссии Таможенного союза. В Калининградской области, которая не имеет общих границ с другими регионами РФ, в прошлом году почти три четверти партий иностранных товаров, ввезенных автомобильным транспортом, были оформлены с применением предварительной информации. А процесс внедрения прединформирования в работу железнодорожников находится на "нуле" как в самом западном российском регионе, так и в других субъектах РФ, расположенных в зоне деятельности СЗТУ. Вопрос о расширении практики применения ПИ на железной дороге поднимался на заседании консультативного совета по таможенной политике при Калининградской областной таможне. По решению совета в адрес руководства ОАО "РЖД" и Северо-Западного таможенного управления были направлены обращения с просьбой включить Калининградскую железную дорогу в перечень объектов пилотной таможенной зоны с целью внедрения в Калининградской области временного порядка обмена документами и сведениями в электронном виде при совершении операций на границе.

- Пока обращения рассматриваются, необходимо двигаться вперед. На днях мы собрали представителей калининградских фирм, имеющих самые большие объемы железнодорожных перевозок, чтобы сообща начать работу по применению системы ПИ, - отмечает временно исполняющий обязанности начальника Калининградской областной таможни Сергей Амельянович. - Грузопоток постоянно растет, поэтому и таможенным органам, и бизнесу необходимо использовать в своей деятельности современные эффективные инструменты, такие как предварительное информирование. Применение данной технологии не только позволяет перевозчику ускоренно пройти границы, но и значительно упрощает работу таможенного инспектора. Особую актуальность это приобретает в свете текущих кадровых сокращений в таможенных органах.

Кстати, пока в документах Таможенного союза не предусмотрено никаких штрафов в отношении автомобильных перевозчиков, приехавших к границе без предварительного электронного уведомления. Единственная санкция - потеря времени на границе, связанная с необходимостью подать в таможенные органы предварительную информацию и несколько часов ждать ее обработки.

Российская газета