Транзит без остановок
В Псковской области стартовал эксперимент по упрощенному порядку перемещения товаров и транспортных средств с пункта пропуска через границу на приграничные склады временного хранения (СВХ).
В эксперименте, который реализуется с применением электронных средств идентификации и контроля над движением транспортных средств, участвуют Овинковский и Себежский таможенные посты (посты назначения), пост Себежской таможни МАПП "Бурачки" (пост отправления) и три СВХ псковских приграничных таможенно-логистических терминала, расположенные неподалеку от пункта пропуска через российско-латвийскую границу.
- Перевозчик или представитель склада временного хранения вместе с транзитной декларацией представляют должностным лицам таможенного поста МАПП "Бурачки" электронную пломбу, совместимую с программами информационной системы спутникового позиционирования, которые установлены на компьютере поста отправления, - делится подробностями главный государственный таможенный инспектор по связям с общественностью Себежской таможни Марина Кузьмина. - Здесь же пломбу накладывают на грузовое помещение транспортного средства, что обеспечивает идентификацию товаров. Проверив, выполнены ли условия помещения товаров под процедуру таможенного транзита, уполномоченное должностное лицо таможенного поста МАПП "Бурачки" активирует пломбу и осуществляет выпуск товаров.
Из пункта пропуска на границе транспортное средство отправляется на один из трех СВХ, где располагаются Овинковский и Себежский таможенные посты. Самый дальний из складов временного хранения находится в трех километрах от МАПП "Бурачки". Информацию о перемещении автомобиля должностные лица таможенных постов отправления и назначения отслеживают на своих компьютерах. Деактивация электронной пломбы происходит по прибытии груза на СВХ, после завершения процедуры таможенного транзита.
При этом упрощенный порядок перемещения товаров и автомобилей с пункта пропуска на приграничные склады временного хранения подразумевает отмену мер по обеспечению соблюдения таможенного транзита. К таким мерам, в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, относятся обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении иностранных товаров, таможенное сопровождение автомобиля до поста назначения и установление маршрута перевозки товаров.
Сейчас в Псковской области реализуется восемь проектов по строительству таможенно-логистических комплексов. Строительство пяти терминалов вблизи международных автомобильных пунктов пропуска "Убылинка", "Шумилкино" и "Бурачки" уже завершено. Помимо охраняемых автостоянок, псковские ТЛТ оборудованы зонами временного хранения товаров под таможенным контролем, помещениями с техникой для радиационного контроля и холодильным оборудованием для грузов, требующих особых условий хранения. Кроме того, терминалы располагают фитосанитарными и ветеринарными кабинетами и дополнительными объектами инфраструктуры для отдыха и работы участников ВЭД. Частные инвестиции в каждый терминал составили от 300 миллионов до полумиллиарда рублей.
Впрочем, ни один из псковских терминалов, сданных в эксплуатацию, пока не может заработать в полную силу. С одной стороны, развитию сети ТЛТ мешает дефицит таможенных кадров. В большинстве случаев, по информации администрации Псковской области, штатная численность структурных подразделений таможенных органов занижена примерно в 10 раз.
С другой стороны, нельзя назвать удовлетворительной и пропускную способность пограничных переходов, расположенных на территории Псковской области. Как сообщил губернатор региона Андрей Турчак, на стадии обсуждения федеральной программы по обустройству госграницы на 2012-2020 годы в Псковской области планировалось реконструировать все пункты пропуска. Однако в варианте федеральной программы, принятом в мае текущего года, остался только один региональный пункт пропуска - "Брунишево". Он будет реконструирован в рамках международной программы приграничного сотрудничества "Эстония - Латвия - Россия".
- В ходе визита полномочного представителя президента РФ в СЗФО Николая Винниченко в Псковскую область я обратился к нему с просьбой оказать содействие в корректировке программы и включении в нее других пунктов пропуска, расположенных на территории нашего региона, - отметил Андрей Турчак.
Как считают представители псковских таможенно-логистических терминалов, увеличить пропускную способность на границе как минимум в два раза без вложения бюджетных средств в модернизацию пунктов пропуска могла бы полная отмена процедуры таможенного транзита для транспорта, следующего на склады временного хранения. Однако пока подобная инициатива - лишь перспектива на будущее, не подкрепленная законодательными инициативами Федеральной таможенной службы и региональных таможен.
Упрощенный порядок перемещения товаров и транспортных средств с пункта пропуска через границу на приграничные ТЛТ может стать первым шагом к отмене таможенного транзита. Отработка экспериментальной процедуры, утвержденной поправками в один из приказов ФТС, продлится до 10 октября.
- Эксперимент проходит под пристальным вниманием и при непосредственном участии начальника главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы Владимира Ивина, руководства и специалистов Северо-Западного таможенного управления и ФТС России, которые оказывают методическую помощь, разрабатывают рекомендации по реализации проекта, - продолжает Марина Кузьмина. - Столь пристальное внимание понятно: успех новой модели организации таможенного оформления позволит внедрить инновационный порядок и на других приграничных таможнях, в зоне деятельности которых имеются таможенно-логистические терминалы.
Российская газета