Турецкий импорт снова сталкивается с препятствиями
Доля Турции среди членов стран ЕВРАЗЭС во внешней торговли РФ составляет около 20%. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в январе-апреле 2009г. внешнеторговый оборот России с Турцией снизился 45,8%. При этом российский экспорт упал на 45,5%, турецкий – на 47,2%.
Конечно, причина падения оборота понятна – глобальный экономический кризис и снижение цен на основные товары, экспортируемые из России, которое, как поясняют сами таможенники, стало основным фактором сокращения экспорта.
Снижение российского импорта в ФТС связывают с падением физических объемов импортных поставок, при этом средние цены ввозимых товаров практически не изменились.
Однако Турция не склонна во всем винить «кризис», причина падения оборота между нашими странами, по мнению турецких чиновников, лежит в другой плоскости.
Торговые представители Турции заявляют, что Россия уже в течение года проводит поштучный досмотр всего турецкого импорта – фур и контейнеров (единственное исключение – скоропортящиеся продукты).
Процедура растаможивания может растягиваться на три-четыре и даже на восемь месяцев, и зарабатывают на этом только контрагенты, а турецкие бизнесмены несут убытки.
В свою очередь российские таможенники отмечают, что длительность оформления происходит из-за разницы в цене на товар, которую декларируют турецкие экспортеры и российские импортеры. Для выхода из создавшейся ситуации Россия предлагает перейти на работу в режиме «одного окна». Но от такого предложения Турция категорически отказывается, усматривая в этом монополизацию рынка, и во всем видит только политическую подоплеку.
Разногласия и споры в вопросах двусторонней торговли России и Турции случались и ранее. Не далее как осенью прошлого года Турция была намерена применить к России экономические санкции из-за беспричинных задержек грузовиков с импортными товарами на российских таможнях. Объяснить причину сегодняшнего недопонимания SeaNews попросил участников рынка.
Как рассказал один из собеседников SeaNews, работающий на данном рынке, турецкий товар, прибывающий на территорию РФ, действительно подлежит стопроцентному досмотру при таможенной очистке с середины 2008г. «Данная мера приводит к увеличению срока выпуска ГТД, но информация о трех-четырех, а тем более восьми месяцах является явным преувеличением, - говорит он. - Бывают случаи, когда таможенная очистка затягивается на срок более месяца, но это касается не только товаров турецкого происхождения. Обычно же очистка турецких товаров, прибывающих в контейнерах, занимает от 7 до 14 дней».
По словам участника рынка, официальной причиной является разница в декларируемой стоимости товара, но такая же ситуация наблюдается и с товарами, прибывающими из Китая и других регионов
В первую очередь от стопроцентного досмотра турецкого товара страдают покупатели груза, так как увеличивается срок поступления товара в свободное обращение, несутся дополнительные расходы по хранению и демерреджу контейнеров на терминалах порта, в конце концов, досмотр – тоже не бесплатная операция и оплачивается порту по прейскуранту. Далее страдают продавцы товара, так как их товар по вышеуказанным причинам становиться неконкурентоспособным и традиционные покупатели начинают закупать его в других регионах, например, в Китае.
Контрагенты также не могут извлечь никаких дополнительных прибылей из сложившейся ситуации. Если говорить о таможенных брокерах, то работа с турецким грузом требует привлечения большего количества персонала, потому что для досмотра необходимо содержать больший штат экспедиторов.
Повышенное внимание таможни к оформлению турецкого товара требует большей квалификации и опыта брокеров, а также готовности решать вопросы, связанные с судебными разбирательствами по проблемным грузам.
При этом услуги по таможенной очистке турецкого товара стоят столько же, сколько и за товары из других регионов.
Что касается портов, то с одной стороны может показаться, что дополнительное хранение и досмотры влекут дополнительную прибыль, но увеличение сроков нахождения контейнеров на терминалах портов приводит к увеличению единовременно находящихся на терминале контейнеров и как следствие к снижению эффективности работы этих терминалов. Что в конечном итоге приводит к уменьшению грузопотока.
Естественно, перевозчики тем более не получают никакой прибыли от данной ситуации, так как уменьшается грузопоток контейнеров.
Официального предложения производить оформление всего турецкого экспорта в Россию через одну фирму (о чем одно время говорили и участники рынка, и СМИ) не поступало, скорее речь идет о том, чтобы все турецкие товары растаможивались в России в ограниченном числе таможен. На данный момент речь идет о Новороссийске и Санкт-Петербурге.
Если бы рассматривался вопрос об использовании одной компании для оформления турецкого груза, то, по мнению участников рынка, положительным моментом было бы, что груз не подлежал бы стопроцентному досмотру. Минус – монополизация рынка услуг по таможенной очистке и как следствие монополизация тарифов на услуги и снижение их качества.
SeaNews; 23.07.09