06.06.11

Туристы направо, предприниматели налево

С наступлением летнего сезона вновь начали возникать пробки из легковых автомобилей на границах России со странами Балтии. Причем в одной очереди с туристами стоят автомобили предпринимателей, зарабатывающих на разнице цен на различные продукты, в частности топливо, в России и странах ЕС. На таможне уже думают над тем, как разделить эти потоки, но решение вряд ли может быть принято только на уровне этого ведомства.

Поток российских туристов в Эстонию, Латвию и Литву вырос в последнее время. По мнению вице-президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергея Корнеева, отчасти это связано с революциями в странах Африки — Египте и Тунисе. Волнения в этих государствах заставляют россиян искать другие места для отдыха.

Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) уже фиксирует в своих сводках увеличение потока легкового автотранспорта. В пятницу утром на погранпереходе Бурачки (российско-латвийская граница), расположенном на трассе Москва — Рига, скопилась очередь из 160 легковых машин. В Нарве и Ивангороде, по наблюдению корреспондента РБК daily, поток легковых автомобилей, следующих через границу, не сократился даже ночью.

О проблеме знают по обе стороны границы. Исполнительный директор таможенной службы Латвии Эдийс Цейпе сообщил РБК daily, что вопрос очередей поднимает перед его ведомством консульство Латвии в Санкт-Петербурге, куда поступают жалобы от российских автотуристов. По его словам, основная проблема при пропуске легковых машин в том, как отличить мелкого перекупщика от туриста. «Всех этих бизнесменов таможенники уже знают — учет специальный ведется. Их нужно дифференцировать где-то при въезде в пункт пропуска, а это уже вопрос организации потока, он очень чувствителен», — отметил г-н Цейпе. В то же время российская сторона уже решает проблему, разделяя поток на две части. Так, автомобили с российскими и белорусскими номерами имеют преимущественное право на проезд в пункт пропуска, а «бензинщики» с прибалтийскими проезжают на контроль в последнюю очередь. На погранпереходах, где традиционно много и приграничных торговцев, и туристов, российские контрольные органы стараются чередовать автомобили из одной и другой очереди. Так происходит на МАПП Шумилкино (российско-эстонская граница), расположенном на трассе Псков — Рига.

Однако власти Эстонии в марте 2011 года отменили отдельную очередь для российских туристов. Такая практика была введена летом 2010 года, когда власти Нарвы зафиксировали значительное сокращение числа российских автотуристов из-за многочасовых очередей. Обычно в период праздников границу в Нарве пересекает более 1 тыс. легковых автомобилей в день.

Сейчас власти Эстонии и Латвии не делят очередь на «своих» и «чужих», поэтому проблемы с пересечением границы у автотуристов возникают в основном по возвращении домой. Эдийс Цейпе считает, что для решения проблемы пересечения границы из Латвии в Россию целесообразно взять на вооружение успешный опыт функционирования зеленого коридора на украинско-польской границе: «В Польше на границе с Украиной сделан максимально упрощенный вариант так называемого зеленого коридора для тех, кто не пересекает границу каждый день». Однако, оговорился он, для введения такой новации понадобится менять законодательство, так как облегченные процедуры контроля сейчас не предусмотрены. Поэтому латвийская таможня сейчас готовит документы для внесения их на обсуждение парламента. При этом таможенные процедуры для туристов и бизнеса в Латвии стараются упростить и без изменения законов. По словам руководителя латвийской таможни, вопрос сокращения времени на контроль — это одна из приоритетных задач ведомства. Например, на погранпереходах, где нет большого потока грузов и границу пересекают в основном пешеходы и легковой транспорт, таможня делегирует свои полномочия пограничникам, что существенно сокращает время пересечения границы.

В случае одобрения инициативы право на упрощенные процедуры получат туристы, у которых в паспорте нет штампов о том, что они по несколько раз в сутки пересекают границу, пояснил г-н Цейпе. При этом предлагается ввести суровое наказание для нарушителей правил зеленого коридора. «Таким образом, мы можем дать людям право самим решить, в какую очередь встать, и снять негатив у туристов от прохождения границы», — считает представитель латвийской таможни.

Получить комментарии в Северо-Западном таможенном управлении не удалось.

ИА РБК Санкт-Петербург