07.02.17

Тысячи автомобилистов стали заложниками ЭРА-ГЛОНАСС

Напомним, с 1 января 2017 года в России вступило в силу требование об обязательном оснащении автомобилей системой ЭРА-ГЛОНАСС. Это касается не только новых автомобилей, но и подержанных иномарок, ввозимых в нашу страну. А потому в настоящее время на таможнях Приморья, по словам автомобилистов, творится настоящий ад: здесь скопилось около тысячи ввезенных, но не растоможенных автомобилей.

Среди их владельцев немало сибиряков (в том числе и жители Алтайского края) - что уж тут греха таить, любят наши автомобилисты праворуких "японцев". К слову сказать, в начале 2000-х годов наш регион был преимущественно "праворуким".

- Большинство тех, чьи автомобили сейчас не пропускают на таможне, стали заложниками нового закона - сделки купли-продажи прошли до нового года, а значит до вступления в силу требований об обязательном оснащении системой ЭРА-ГЛОНАСС. Однако сейчас, когда машины начали перегонять в Россию, их попросту не выпускают, так как у них нет маяков ЭРА-ГЛОНАСС. А ведь люди вложили свои деньги, возможно, взяв кредит, а теперь вынуждены мотать нервы и деньги, чтобы как то решить данную ситуацию, - говорит известный алтайский автоблогер Александр Михельсон.

Где и как установить новую систему?

В этом-то и большой вопрос. Возможно, если бы эта ситуация имела какое-то решение - были бы оборудованы пункты по установке чипов ЭРА-ГЛОНАС, то добрая половина заложников ситуации уже давно это сделали бы. Даже не смотря на дополнительные затраты.

- Представьте ситуацию - вы покупаете автомобиль в Японии, далее нужно в частном порядке установить там чип ЭРА-ГЛОНАСС. Но это же невозможно! - считает Александр Михельсон. - Даже в Приморье пока что нет ни одной конторы, которая могла бы на законных основаниях, в соответствии со всеми требованиями закона устанавливать эту систему на автомобили частных лиц.

То есть получается так: теоретически ЭРА ГЛОНАСС можно установить и сертифицировать самостоятельно. Но как и где это сделать практически, совершенно непонятно.

Юридический просвет

В последние дни начала всплывать, так сказать, подноготная нового закона. Давайте разберемся. Требования об обязательной установке системы ЭРА-ГЛОНАСС предусмотрено техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".

- Однако, на сколько меня проконсультировали юристы, данное требование применимо лишь к юридическим лицам, но никак не к частным! - утверждает Михельсон.

В том то и дело! Часть 2 статьи 352 Таможенного кодекса Таможенного союза гласит - "к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования". Что это означает? Если вы пригнали автомобиль из-за границы для собственного пользования, то данное требование вас не должно касаться. Если же вы профессиональный перегонщик, в таком случае ввезти машину без ЭРА-ГЛОНАСС не удастся.

- Я считаю, что заложники данной ситуации могут смело обращаться в суды и требовать не только пропустить их авто через таможню, но еще и претендовать на возмещение морального ущерба за потраченные нервы, время и дополнительные средства, - говорит Александр Михельсон.

Прощай, правый руль?

Сколько раз российские автомобилисты прощались с правым рулем, но каждый раз обходилось. Однако, судя по всему, 2017 год поставит окончательную точку в этом вопросе.

- Давайте вспомним: в 2000-е годы в среднем в страну ввозилось 300 тысяч праворуких автомобилей. В 2002-ом - 500 тысяч. Это был пиковый год. В 2009 году после повышения пошлин произошел обвал (в 40 раз!) поставок машин из Японии. В 2012 году еще один мощный удар по праворуким нанесло введение утилизационного сбора. В итоге, ввоз японских машин сократился до нескольких тысяч. И, наконец, в 2016 году внезапно произошел всплеск - в нашу страну было ввезено 17300 праворуких автомобилей. Думаю, что на этом история правого руля в России все же закончится, а потому можно смело сказать "Прощай, правый руль", - говорит Александр Михельсон.

Действительно, шансов попасть на российский рынок у подержанных иномарок становится совсем мало. Ведь маячки ЭРА-ГЛОНАС пока что устанавливаются только на заводах-изготовителях. Наверняка продавцы будут искать какой-то выход из ситуации, но пока что говорить об этом рано.

Справка КП

Что такое ЭРА-ГЛОНАСС?

Это навигационная система спутникового наблюдения. В случае ДТП система автоматически определяет местоположение автомобиля и передает информацию в дежурную часть МВД или в службу спасения 112.

Звонок в студию

Будет ли эффективна ЭРА-ГЛОНАСС?

Во время эфира "Авточаса" на радио "Комсомольская правда" - Барнаул" поступило несколько звонков от радиослушателей, которые высказали свое мнение по поводу эффективности ЭРА-ГЛОНАС.

Андрей:

- С технической точки зрения есть такие зоны, которые эта система покрывать не будет. И их довольно много. Да и у меня у самого сколько раз были в жизни случаи, когда я приходил на помощь попавшим в беду - вопрос времени, оперативность в данном случае очень важна. Как правило, спасатели и полиция приезжают, так сказать, к шапочному разбору.

Семен:

- Система в общем-то нужная и лишняя в машине не будет. НО! Во-первых, работать она будет только в зоне действия сигнала GSM (мобильная связь). Во-вторых, с технической точки зрения это обычный навигатор с сим-картой без экрана, но с датчиком удара, микрофоном и кнопкой вызова. Красная цена ему - тысяча рублей плюс установка в автомобиль. Что же повышает цену системы до 30 тысяч - я слышал про эту сумму, мне не понятно.

Комсомольская правда в Барнауле