02.06.10

Украина вводит в своих контейнерных портах систему "трансшипмента"

Верховная Рада приняла Закон "О внесении изменений в Закон Украины "О транзите грузов", касающийся таможенного оформления. "За" - 318 народных депутатов Украины. Закон разработан с целью внедрения в украинских контейнерных портах системы "трансшипмента", т.е. специального режима транзита грузов в контейнерах - упрощенной процедуры оформления контейнеров в транзитном сообщении, которые прибывают и отгружаются водным транспортом.

Предусмотрено, что впредь декларирование транзитных грузов, которые перемещаются морским и речным транспортом, в соответствии с требованиями законодательства Украины осуществляется по представлению таможенным органам коносамента (ВІLL оf Lading) и грузовой таможенной декларации. На товары (кроме подакцизных), перемещаемые транзитом морским и речным транспортом в контейнерах и во время хранения остаются в пределах одного пункта пропуска или зоны таможенного контроля морского порта, грузовая таможенная декларация не подается.

Также дополняется ст.72 Таможенного кодекса в части того, что таможенное оформление товаров в режиме транзита, которые перемещаются авиационным транспортом в пределах одного пункта пропуска, и таможенное оформление товаров в режиме транзита, которые перемещаются морским и речным транспортом в контейнерах и во время хранения остаются в пределах одного пункта пропуска или зоны таможенного контроля морского порта, осуществляются с учетом требований Закона "О транзите грузов".

Кроме того, ст.161 Таможенного кодекса дополняется следующим содержанием: "К товарам (кроме подакцизных), которые перемещаются транзитом морским и речным транспортом в контейнерах и во время хранения остаются в пределах одного пункта пропуска или зоны таможенного контроля морского порта, меры гарантирования доставки не применяются".

Без внедрения "трансшипмента" украинские порты не имеют возможности привлекать новые контейнерные грузопотоки и получать дополнительные доходы от переработки этих грузов и обслуживания судов - контейнеровозов. Так, основными региональными конкурентами украинских контейнерных портов на сегодня являются румынская Констанца и российский Новороссийск. Учитывая тот факт, что до сегодня система "трансшипмента" в Украине была невозможна, большинство основных судоходных контейнерных линий (MAERSK (объемы перевозок в украинские порты в 2008 г. – 175,2 тыс. TEU), MSC (137,6 тыс. TEU), ZIM (141,1 тыс. TEU), CMA CGM (178,9 тыс. TEU), CSAV NORASIA (125,2 тис. TEU), CSCL (66,4 тыс. TEU), Hapag Lloyd (56,4 тыс. TEU) и прочие) перед заходом в порты Ильичевск и Одесса заходят в румынский порт Констанца с целью разгрузки контейнеров в режиме "трансшипмента".

Ожидается, что после внесения изменений в действующее законодательство будет возможно в первые годы переориентировать до 50% контейнеров в "трансшипменте" из порта Констанца в украинские контейнерные порты. Это - более 400 000 TEU в год (или 30% от общих объемов переработки контейнеров в 2008 году). Именно эти объемы дадут возможность вывести контейнерооборот портов Украины на докризисный уровень.

Учитывая сегодняшний уровень грузовых тарифов, только за переработку указанного количества контейнеров в "траншипменте", переориентированных на Украину, национальные порты и терминалы могут получить около $54 млн. Дополнительные доходы от портовых сборов оцениваются на уровне не менее $4,0 млн.

ЛIГАБiзнесIнформ; 02.06.10