Уплатить авансом
Валентина Ионичева,
старший специалист по методологии таможенного оформления компании
"Национальный таможенный брокер"
Технология уплаты авансовых платежей, изменившаяся в условиях
Таможенного союза, требует особого внимания. В соответствии с п. 1 ст. 73
Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) авансовыми платежами
признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных
таможенных пошлин, налогов, сборов и не идентифицированные плательщиком в
разрезе конкретных видов и сумм вывозных пошлин, налогов, сборов в
отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена
законодательством участников ТС. Такое же определение предусмотрено п. 1
ст. 121 федерального закона о таможенном регулировании. Таким образом,
таможенное законодательство ТС и России не предусматривает внесение
авансовых платежей в отношении ввозной пошлины.
Сейчас по одной таможенной декларации плательщику требуется оформлять
два платежных поручения - одно на уплату ввозных пошлин, другое - на уплату
авансовых платежей в счет таможенных сборов, НДС и акцизов. Ч. 2 ст. 116
закона разрешает уплачивать ввозную пошлину до подачи декларации. Таким
образом, вместо внесения авансов импортером может быть осуществлена
предоплата. На первый взгляд суть одна и та же, однако различие в
терминологии влечет за собой разные правовые последствия. Таможенная
пошлина относится к таможенным платежам, а авансовый платеж является
имуществом плательщика, который вправе им распоряжаться в предусмотренном
законом порядке. Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 3 Соглашения "Об
установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и
распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов,
имеющих эквивалентное действие)", на денежные средства, находящиеся на
едином счете уполномоченного органа (речь идет о зачисленных на единый счет
ввозных пошлинах), не может быть обращено взыскание в порядке исполнения
судебных актов или каким-либо иным способом.
Можно предположить, что поскольку предоплата по ввозной пошлине
уплачивается участниками ВЭД "с запасом", то фактически денежные средства
на едином счете будут превышать реальный размер таможенных пошлин,
указанных в декларациях. Соответственно, возрастут доходы от распределения
ввозных пошлин, поступающих в бюджеты участников ТС.
Для того чтобы установить порядок, регламентирующий возможность
использования авансовых платежей для уплаты ввозных пошлин, необходимо
вносить изменения в ТК ТС, в Соглашение и закон о таможенном регулировании.
При этом соответствующие решения должны быть приняты на международном
уровне при участии Белоруссии и Казахстана. Как отмечает начальник
Аналитического управления ФТС России Владимир Ивин, в настоящее время идет
доработка положений ТК ТС, в том числе и в отношении возможности вносить
авансовые платежи в счет уплаты ввозной пошлины.
Помимо предоплаты в настоящее время ввозная таможенная пошлина может
быть уплачена с помощью микропроцессорных банковских карт. Их использование
является реальной альтернативой авансовым платежам, поскольку гарантирует
своевременное и полное поступление таможенных платежей на счет, при этом не
отвлекаются лишние денежные средства из оборота фирм. Однако следует
отметить, что в России сейчас не развита конкуренция между организациями,
предоставляющими финансовые услуги по уплате таможенных платежей.
Согласно ст. 73 ТК ТС, а также п. 3 статьи 121 закона, деньги,
уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом внесшего их
лица. И эти средства не будут считаться таможенными платежами до тех пор,
пока участник ВЭД не сделает соответствующего распоряжения таможенному
органу. В качестве распоряжения может служить таможенная декларация.
Что касается возврата авансовых платежей, то пока ТК ТС отдает вопрос
о распоряжении невостребованными суммами авансов на откуп национальным
законодательствам членов ТС. В соответствии со ст. 122 российского закона о
таможенном регулировании возврат авансовых платежей осуществляется в
течение 3 лет со дня последнего распоряжения плательщика об их
использовании. По истечении этого срока невостребованные суммы учитываются
в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета. Вместе с тем,
как гласит п. 3 ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего
имущества иначе как по решению суда. Таким образом, в случае возникновения
спорной ситуации участник ВЭД вправе обратиться в арбитражный суд для
обжалования отказа в возврате авансовых платежей, а также в Конституционный
суд РФ с целью проверки конституционности положений закона в части списания
невостребованных авансов в федеральный бюджет.
В соответствии с п. 1 ст. 91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной
уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы
взыскивают пошлины и налоги принудительно, в том числе за счет сумм
авансовых платежей. Также, согласно п. 2 ст. 150 закона, за счет
неизрасходованных остатков авансовых платежей может производиться
принудительное взыскание пошлин и налогов с юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, участники ВЭД сейчас могут использовать авансовые
платежи для уплаты вывозной пошлины, а также таможенных сборов и налогов.
Уплата ввозной пошлины может быть осуществлена отдельным платежным
поручением на единый счет уполномоченного органа посредством предоплаты.
Эта технология неудобна для импортеров. В современных условиях развития
информационных технологий отчасти проблема может быть решена с помощью
использования электронных платежных систем. Однако ситуацию с ограничением
импортера в праве уплачивать ввозную пошлину посредством авансов необходимо
урегулировать - импортер должен иметь альтернативу и использовать различные
способы уплаты платежей, в том числе посредством аванса. Работа по внесению
изменений в законодательство должна проводиться в рамках эффективного
сотрудничества представителей уполномоченных структур ТС, государственных
органов (в том числе таможенных) участников Таможенного союза и, конечно
же, представителей бизнеса.
Российская бизнес-газета