Упрощенные процедуры: дорога снова открыта
29 марта вступил в силу приказ Минэкономразвития РФ 9 от 27 января 2005 года, утвердивший порядок установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц. Для практической реализации этого приказа издано распоряжение ФТС России 110-р от 28 марта 2005 года. О сути и особенностях этих документов рассказывает заместитель начальника отдела перспективных таможенных технологий Главного управления организации таможенного контроля ФТС Марина Искоскова.
Приказ Минэкономразвития 9 определяет три основополагающие вещи, которые позволяют ФТС России устанавливать специальные упрощенные процедуры в соответствии со статьей 68 Таможенного кодекса РФ. В приказе дан перечень таких процедур, определены необходимые документы и сведения, которые должны представить лица, претендующие на установление упрощенных процедур, а также определен порядок ведения системы учета коммерческой документации, обязательной в случае применения специальных упрощенных процедур.
Нормативный акт по этому вопросу мы ждали больше полугода. Теперь для бизнеса и таможенной службы установлены четкие и конкретные правила игры, исходя из которых будут действовать как участники ВЭД, так и ФТС России.
КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРЕТЕНДЕНТОВ
Каким условиям должен соответствовать заявитель для того, чтобы обратиться за установлением специальных упрощенных процедур? Первое и самое важное - это должно быть лицо, которое осуществляет ввоз товаров на таможенную территорию РФ и, исходя из требований законодательства, имеет право выступать в качестве декларанта.
Кроме этого, заявитель должен иметь трехлетний стаж внешнеэкономической деятельности на российском рынке. Этот критерий, как известно, вызывал немало споров, однако изменения в законодательство внесены не были. Именно трехлетний опыт добросовестной работы на российском рынке считается достаточной гарантией для того, чтобы рассмотреть вопрос об установлении упрощенных процедур. Соответственно, мы проверяем заявленные данные, исходя из информации, содержащейся в базе ГТД, смотрим, когда и какие объемы товаров лицо ввозило в период трехлетней деятельности.
Следует отметить, что если организация в течение трех лет поменяла юридическое лицо ( т.е. была реорганизована), то она, к сожалению, не может рассчитывать на применение норм статьи 68 ТК. Согласно букве закона придется подождать, пока не пройдут три года со времени регистрации нового юридического лица.
Следующее условие: организация на момент подачи заявления об установлении специальных упрощенных процедур не должна иметь вступивших в силу и неисполненных постановлений по ряду статей кодекса об административных правонарушениях, связанных с недекларированием, недостоверным декларированием, непредставлением отчетности для таможенных органов, недоставкой товаров, и не должна считаться подвергнутой административному наказанию по тем же статьям. Это значит, что должен пройти год после того, как организация исполнила постановление, например, уплатила штраф за то или иное нарушение.
И последнее условие: организация должна дать обязательство о ведении системы учета коммерческой документации в соответствии с теми требованиями, которые содержатся в приказе Минэкономразвития. Таким образом, тот, кто хочет воспользоваться нормой статьи 68, должен прежде всего трезво оценить собственные возможности, убедиться, что соответствует предъявляемым условиям.
ПРОЦЕДУРЫ НА ВЫБОР
Приказом Минэкономразвития предусмотрены четыре процедуры, которые могут быть установлены в соответствии со статьей 68 ТК. Первая - это временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем на складе заявителя. Это наиболее востребованная процедура, которая позволяет исключить расходы, связанные с хранением товаров на СВХ. По той практике, которая у нас была в первом полугодии 2004 года, организации в основном претендовали как раз на временное хранение товаров на своих складах и на выпуск товаров до подачи таможенной декларации.
Выпуск товаров до подачи таможенной декларации - это тоже широко используемая процедура, предусмотренная статьей 150 ТК. Смысл ее состоит в том, что таможня выпускает товары до момента их декларирования. Выпуск осуществляется на основании представленных документов, позволяющих идентифицировать товар. Это могут быть коммерческие, транспортные документы, спецификации.
Выпуск товаров до подачи таможенной декларации может осуществляться как при уплате платежей, так и при условии обеспечения их уплаты. Необходимо только принимать во внимание, что если платежи не уплачены, то товар не может попасть в экономический оборот. Предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей не меняет иностранный статус товара, и он не может быть использован на российском рынке.
Две другие процедуры, упомянутые в приказе, достаточно новы для нас. Одна из них - это предварительное декларирование с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации. Здесь сочетаются сразу три статьи Таможенного кодекса: статья 130 о предварительном декларировании, статья 135, предусматривающая возможность использования неполной декларации и статья 136, предусматривающая возможность использования периодической декларации.
В чем суть этой процедуры? Используя эту процедуру, вы имеете право подать предварительную декларацию до ввоза товаров на территорию РФ, либо до завершения внутреннего таможенного транзита. Если у вас на момент подачи предварительной декларации нет тех документов, которые появляются только после фактического ввоза товаров, то эта декларация по своему статусу будет неполной. При этом возникает возможность в одной такой декларации заявить все товары, которые вы будете ввозить по одному контракту от одного отправителя в течение определенного периода. Этот период составляет 15 дней со дня подачи предварительной декларации.
Таким образом, появляется возможность свести к минимуму затраты на заполнение ГТД и сэкономить на сборах за таможенное оформление. Правда, практики применения подобной процедуры мы пока не имеем. Теперь у нас появится возможность посмотреть, насколько хорошо она будет работать.
Четвертая процедура также связана с периодическим декларированием. Речь идет о возможности декларировать товары, находящиеся под таможенным контролем на складе заявителя с подачей периодической декларации. Смысл этой процедуры следующий: вы можете в течение 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита в отношении первой партии ввезенных товаров каждый день ввозить товары по тому же контракту и хранить их на своем складе. Они будут находиться на временном хранении под таможенным контролем. При этом вы можете подать одну периодическую таможенную " декларацию. Преимущества те же самые: одна декларация вместо нескольких и экономия таможенных сборов за таможенное оформление. Это особенно актуально для тех, кто осуществляет крупные поставки.
КТО ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ
силу Приказом 9 Минэкономразвития предусмотрено, что заявление об установлении специальных упрощенных процедур может быть подано либо в ФТС, либо в региональное таможенное управление. Подать заявление в РТУ возможно, если организация планирует применять упрощен ные процедуры в зоне деятельности одного регионального управления. К сожалению, законодательство не позволило нам делегировать полномочия по установлению этих процедур на региональный уровень. Во всех случаях установления специальных упрощенных процедур необходимо издание распоряжения ФТС.
Если заявление подано в региональное управление, то оно должно быть там проверено на предмет соответствия установленным требованиям, полноте сведений, которые требует приказ Минэкономразвития. После этого заявление и заключение РТУ по данной организации передается в ФТС. Это требуется как для издания распоряжения с положительным решением, так и в случае отказа в установлении специальных таможенных процедур.
Для того чтобы максимально скоординировать действия ФТС, региональных управлений и таможен, было издано распоряжение ФТС 110-р от 28 марта 2005 года. Этот документ направлен на осуществление мер по реализации приказа Минэкономразвития. В нем определен порядок действий региональных управлений и ФТС при проверке поступающих заявлений, подготовке распоряжений, направлении отказов. То есть со стороны ФТС были приняты все необходимые меры для того, чтобы обеспечить нормальную работу таможенных органов и не допустить каких-либо затруднений для участников ВЭД, которые уже с 29 марта этого года имеют право на установление специальных упрощенных процедур.
Что должно содержать в обязательном порядке заявление об установлении специальных упрощенных процедур? Прежде всего сведения о самом заявителе: наименование организации, адрес, ИНН и т.д. - полный набор данных, позволяющих нам идентифицировать заявителя для того, чтобы начать проверку. Затем, естественно, сведения о его внешнеэкономической деятельности. Год, с которого заявитель её осуществляет, количество внешнеторговых договоров, регулярность перемещения товаров в течение последних трех лет, цели ввоза товаров - эти сведения заявитель указывает сам, а региональное управление и ФТС просто проверяют, насколько правильно заявлены эти сведения.
Если запрашиваются процедуры, связанные с временным хранением товаров, то необходимо сообщить о тех помещениях, площадках, производственных территориях, которыми владеет организация и, соответственно, где планирует хранить товары.
Хочу обратить внимание на документы, которые требуются при установлении процедуры, связанной с временным хранением товара. Нам нужно, чтобы заявитель подтвердил свое право владения складскими помещениями либо земельным участком, если товары будут складироваться на открытой площадке. Приказом также предусмотрено представление плана складского помещения либо открытой площадки с указанием на ней места, где планируется хранить товары, находящиеся под таможенным контролем. То есть изначально делается акцент на том, что лицо обязуется не допускать неразрешенного использования товаров.
При этом таможня, которая будет контролировать применение специальных упрощенных процедур, должна знать, есть ли условия, чтобы обеспечить эти обязательства.
В случае, если организация претендует на выпуск товаров до подачи таможенной декларации, то следует указать, какие документы будут подаваться для идентификации товаров при их выпуске, и, конечно же, для правильности исчисления сумм таможенных пошлин, налогов или определения размера обеспечения их уплаты.
Заявление должно быть в обязательном порядке подписано руководителем организации и главным бухгалтером и заверено печатью в том случае, если организация обязана иметь печать. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие заявленные сведения. Это могут быть копии, заверенные самой организацией-заявителем, либо нотариально. В общем, применяется тот порядок, который используется для представления копий документов, необходимых для таможенного оформления в соответствии с кодексом. Фактически это стандартный набор документов: копии свидетельства о госрегистрации юридического лица, о постановке на учет в налоговом органе и т.д. Это еще одно преимущество для участников ВЭД - ничего -нового от них не требуют. Исчерпывающий перечень всех документов, необходимых для рассмотрения вопроса об установлении специальных упрощенных процедур и принятии решения об их установлении дан в приказе 9.
Еще раз хочу подчеркнуть, что характер обращения по данному вопросу носит заявительный характер. Организация сама оценивает, насколько ей необходимы упрощенные процедуры, соответствует ли она требованиям статьи 68 Таможенного кодекса. Опять же сама организация обязуется вести систему учета коммерческой документации согласно определенным требованиям. Для добросовестных участников ВЭД такой механизм несложен.
СТАВКА НА СЕРЬЕЗНЫЙ БИЗНЕС
Заявления будут рассматриваться в строго обозначенный срок - это очень жесткое условие приказа министерства. В течение 30 дней со дня регистрации поступившего заявления ФТС должна либо принять решение об установлении упрощенных процедур, либо направить заявителю мотивированный отказ с указанием исчерпывающего перечня причин, по которым ему отказано. Продление 30-дневного срока не предусмотрено.
Если принято решение об установлении специальных упрощенных процедур, то в 3-дневный срок после издания соответствующего распоряжения ФТС должна направить заявителю копию этого распоряжения.
Какие причины могут служит основанием для отказа? Первая и самая важная причина - заявитель не отвечает требованиям, установленным статьей 68 ТК. Либо при проверке мы что-то выявили, либо организация претендовала на то, что по закону ей не может быть предоставлено. Следующий момент - в 30-дневный срок, установленный для рассмотрения заявления, не представлены документы и сведения, предусмотренные приказом. Фактически, если пакет документов неполный, если организация не смогла, не захотела, не успела представить нам недостающие документы, то это является основанием для отказа в соответствии с 13 пунктом порядка, утвержденного приказом.
Последнее условие - из представленных документов вытекает, что заявитель не может исполнить обязанности, установленные ТК, нормативными актами в области таможенного дела, не может соблюсти условия применения процедур, которые он запрашивает. Например, если склад организации не позволяет обеспечить сохранность товара - не огорожен, не охраняется. Такие объективные причины могут стать основанием для отказа.
Ожидается, что за упрощенными процедурами пойдут в основном хорошо известные участники ВЭД, которые имеют определенную репутацию в таможне. Но при необходимости уполномоченным должностным лицам таможни, в регионе деятельности которой заявитель планирует применять специальные упрощенные процедуры, есть смысл выехать на предприятие и посмотреть, что же реально там делается.
Собственно говоря, мы не ориентируемся на потенциальных нарушителей. Это упрощение для серьезного крупного бизнеса, который готов пойти на определенные изменения в системе учета своей коммерческой документации, обеспечить доступ к ней со стороны таможни и сделать прозрачной процедуру оформления товаров и их дальнейшую судьбу в своем бухгалтерском учете.
Распоряжения об установлении специальных упрощенных процедур издаются либо бессрочно, либо на определенный срок. Например, если речь идет о временном хранении товара на арендованных складах, распоряжение будет издано на срок аренды складского помещения. При продлении срока аренды и представ лении подтверждающих документов будут вноситься необходимые изменения в изданное распоряжение.
В каких случаях применение специальных упрощенных процедур может быть отменено? Во-первых, по желанию заявителя. Другие причины связаны с обязательствами лица. Например, если заявитель не соблюдает порядок ведения системы учета коммерческой документации либо не обеспечивает доступ к ней должностным лицам таможенного органа, а также если система учета содержит недостоверные сведения. Возникают основания для отмены изданного распоряжения, если заявитель подвергнут административному наказанию по тем статьям КоАП, которые упомянуты в статье 68 ТК. Выявлять эти случаи обязана таможня, которая осуществляет контроль за применением специальных упрощенных процедур. Соответственно, таможня направляет информацию в ФТС, где издается распоряжение об отмене соответствующего документа.
ИСПЫТАНИЕ ПРАКТИКОЙ
Таковы основные моменты приказа, на которые мы обращаем внимание как таможенников, так и участников ВЭД. На мой взгляд, документ сделан достаточно четко для того, чтобы обеспечить условия для нормальной работы всех заинтересованных сторон. Особо следует учесть, что ФТС обязана ежеквартально представлять в Минэкономразвития отчетность о рассмотренных заявлениях, установленных специальных упрощенных процедурах, отказах и причинах таких решений. На основании этой отчетности Минэкономразвития будет отслеживать, как приказ применяется на практике.
Отдел перспективных таможенных технологий ГУОТК будет вести самостоятельный учет поступивших заявлений, принятых решений. Более того, 110-м распоряжением Управление делами ФТС делегировало нам право осуществлять контроль за ходом исполнения этих заявлений на предмет соблюдения сроков, установленных приказом Минэкономразвития.
Тем же 110-м распоряжением предусмотрено, что до июля 2005 года технические службы ФТС обеспечат доработку программных средств и баз данных ЕАИС таможенных органов для того, чтобы доводить до них информацию о лицах, допущенных к применению специальных упрощенных процедур. Публиковать эту информацию я не вижу смысла. Это индивидуальные правовые акты, касающиеся только таможенных органов и конкретных организаций.
Сейчас тот самый момент, когда организации, в отношении которых мы не успели закончить работу в 2004 году (их было больше ста пятидесяти), могут повторно обратиться в ФТС России. Безусловно, когда появились четкие требования к заявлению и пакету документов, необходимых для установления специальных упрощенных процедур, люди более внимательно подходят к этому вопросу. Нормативный правовой акт дает достаточно четкое понимание того, что нужно представить, и каким условиям нужно соответствовать, чтобы вопрос был решен положительно. Я не вижу причин, по которым организация, изучившая приказ Минэкономразвития 9, сформирует неполный пакет документов.
Что касается организаций, успевших получить в 2004 году разрешение на использование упрощенных процедур, то они продолжают работать. Напомню, что было издано 27 соответствующих распоряжений. Практически во всех регионах, кроме Дальнего Востока, есть организации, применяющие специальные упрощенные процедуры. Однако я не исключаю, что потребуется переиздание ранее изданных распоряжений. Сейчас этот вопрос решают наши юристы.
Журнал "Таможня" 7 от 12.04.05