20.04.05

В автопром заманивают инвесторов

Автомобильную отрасль России в ближайшие годы ждет настоящий инвестиционный бум. В этом уверены авторы постановления о снижении импортных пошлин на автокомплектующие. Во вторник МЭРТ и Минпромэнерго объявили о подписании приказа, определяющего применение этих пошлин на новых и уже существующих автопроизводствах. Для того чтобы ничего не платить, инвестору нужно в течение 18 месяцев запустить производство мощностью не менее 25 000 машин в год, включающее линии по сварке, окраске и сборке автомобилей.

Само постановление об изменении таможенного режима для автокомплектующих было подписано главой правительства еще в марте. Однако порядок его применения заинтересованные ведомства разработали лишь полмесяца спустя. Вчера стало известно, что совместный приказ МЭРТ, Минпромэнерго и Минфина, определяющий режим промышленной сборки, был подписан и вступил в действие 15 апреля.

Правительственное постановление предусматривает снижение с 12-15% до 2-3%, а в некоторых случаях и полное обнуление пошлин на автокомпоненты для промышленной сборки автомобилей. Под льготный таможенный режим подпадает довольно внушительный список комплектующих, производство которых в России или не налажено совсем, или находится на низком конкурентном уровне.

Однако ввозить автокомпоненты по льготным ставкам смогут лишь автосборочные предприятия, подпадающие под режим "промсборки". По словам Андрея Реуса, заместителя министра промышленности и энергетики РФ, в приказе заложено три критерия для определения этого режима. Во-первых, период, за который должен быть налажен цикл сварки, окраски и сборки кузова, должен быть равен 18 месяцам для уже действующего производства и 30 - для вновь создаваемого. Мощность создаваемого производства должна быть не менее 25 тыс. автомобилей в год при режиме работы в две смены. И в-третьих, перечень ввозимых компонентов, ввозимых по льготным тарифам, после пуска производства должен быть снижен по схеме 10%+10%+10% через 24, 42 и 54 месяца соответственно.

Кроме автосборщиков, льготный таможенный режим распространяется и на производителей двигателей и коробок передач. Воспользоваться им смогут и российские предприятия, так как условия как для российских, так и для иностранных инвесторов будут абсолютно одинаковыми, отметили в Минэкономразвития. Однако после завершения срока действия инвестиционного соглашения инвесторам придется либо приобретать комплектующие в России, либо ввозить по более высоким пошлинам из-за рубежа.

По мнению экспертов, снижение пошлин на комплектующие - это несколько нетрадиционный способ повышения инвестиционной привлекательности отечественного автопрома. "Путем снижения таможенных пошлин не шла ни одна из стран, пытавшихся создать у себя конкурентную автомобильную отрасль, - говорит исполнительный директор Независимой ассоциации производителей автокомпонентов Михаил Блохин. - Китай, Индия, Бразилия, Иран - все они в свое время ввели практически запретительные пошлины на продукцию иностранного автопрома".

Михаил ХМЕЛЕВ
"Финансовые Известия" 20.04.05