В Европу без очереди
ГРУЗОПОТОК через новый пункт пропуска на российско-польской границе
Мамоново-2 - Гжехотки в Калининградской области существенно увеличится в
ближайшее время.
Такой прогноз выдал заместитель руководителя регионального отделения
Ассоциации международных перевозчиков (АСМАП) Андрей Литвинов по итогам
прошедшего российско-польского семинара с участием представителей таможни
двух стран, калининградского турбизнеса и автоперевозчиков. Мероприятие,
организованное Калининградской областной таможней, состоялось прямо на
границе - в пункте пропуска Гусев - Голдап.
Напомним, международный автомобильный пункт пропуска Мамоново-2 -
Гжехотки - самый крупный на российско-польской границе. Его пропускная
способность - 4 тысячи транспортных средств в сутки. С участием руководства
ФТС, Росграницы и представителей Евросоюза он был торжественно запущен в
эксплуатацию в конце прошлого года. Ожидалось, что этот МАПП существенно
сократит очереди на границе и в принципе улучшит пропускную способность
панъевропейского транспортного коридора (Хельсинки - Рига - Калининград -
Гданьск - Берлин). Однако разрекламированный погранпереход не пользуется
популярностью: до настоящего времени поток граждан и грузов через него
вырос незначительно.
Одну из причин такого парадокса привела руководитель Ассоциации
предприятий индустрии туризма Калининградской области Тамара Торопова: в
Мамоново-2 не работает магазин беспошлинной торговли. Как ни странно,
именно это многих заставляет ехать в Европу через другой погранпереход.
Есть нарекания и к работе российских пограничников. Как утверждают
представители турфирм, с осени прошлого года пограничники заставляют
пассажиров выходить из автобуса на паспортный контроль со всеми вещами. Как
объясняют сами пограничники, за чемоданами и сумками в грузовом отсеке
может спрятаться нарушитель, поэтому автобус нужно полностью освобождать.
Кроме того, путешественников не устраивают медленные темпы обработки
паспортов на польской стороне и оформления документов на возврат налога
(tax free).
- В Калининградской области 37 туроператоров, которые вывозят людей в
Европу автобусами. Основная нагрузка приходится на польское направление,
поэтому мы заинтересованы в быстром прохождении границы, - подчеркнула на
семинаре Тамара Торопова. - Возможно ли наладить с польской стороной
предварительный обмен информацией о путешествующих гражданах, чтобы
сэкономить время в самом пункте пропуска?
По словам представителя Таможенной палаты города Ольштына (Польша)
Рышарда Худы, идею передачи предварительной информации о туристах реально
воплотить в жизнь. Правда, как пояснил он, на проверку граждан польскими
таможенниками времени уходит мало. Основная нагрузка приходится на
пограничников, которые должны просмотреть, проштамповать все паспорта и
внести информацию в систему. Поэтому вопрос будет прорабатываться с
пограничной службой. Как добавил заместитель начальника таможни города
Ольштына Дамиан Булеяк, уже сейчас поляки внедрили новую систему проверки -
так называемую процедуру one-stop, когда гражданина одновременно проверяют
таможенник и пограничник. Кроме того, ведомствами двух стран
разрабатывается проект "зеленого коридора". Предполагается, что это будет
отдельная полоса через весь погранпереход, где проверки контролирующих
органов будут сведены до минимума.
Отдельно представители таможен двух стран и АСМАП обсудили ситуацию с
грузами. Пока основная нагрузка на российско-польской границе приходится на
погранпереход Багратионовск - Безледы. Через Гусев - Голдап грузовой
транспорт пока не идет - на польской стороне сейчас ведутся работы по
расширению пункта пропуска, закончено строительство окружной дороги.
Открыть этот пункт пропуска для грузов планируется в 2013 году. Имеются
определенные проблемы и в Мамоново-2 - Гжехотки, несмотря на то что это
самый большой и современный пункт пропуска. С российской стороны к
погранпереходу ведет не очень хорошая дорога. По словам губернатора области
Николая Цуканова, реконструкция 15-километрового участка трассы от Мамоново
до Калининграда начнется в ближайшее время. На польской стороне, по словам
Андрея Литвинова, основным сдерживающим фактором является отсутствие в
Гжехотках таможенных посредников. Последние могли бы на месте оформлять
транзитные декларации. Не менее важно и наличие на границе услуги по
предоставлению обеспечения по транзиту грузов по территории Евросоюза.
Как заверил Дамиан Булеяк, вопросы, поднятые представителем АСМАПа,
будут решены в ближайшее время. Польская сторона рассмотрит также
возможность предварительного обмена информацией о следующих через
погранпереход грузах, чтобы сократить время ожидания фуры в самом пункте
пропуска.
Российская газета