25.10.23

В Татарстан из-за границы ввозят подержанные «БМВ» и «Фольксвагены»

О том, как изменились пути движения товаров в Татарстан после введения в отношении России западных санкций, какие марки автомобилей чаще всего ввозят в республику автоперегонщики, и о том, как пассажиры международных авиарейсов пытаются незаконно ввезти в республику кораллы и… кастеты, рассказал в интервью корреспонденту «РТ» начальник Татарстанской таможни Марат Гараев накануне Дня таможенника, который отмечается сегодня.

– Марат Масгутович, с прошлого года западные страны начали вводить против России экономические санкции, которые повлекли огромные изменения в логистике, товарообороте. Ваша служба наверняка прочувствовала эти перемены одной из первых.

– Разумеется. С началом санкций кардинально поменялась не только российская, но и мировая экономика. Изменились направления движения товаров. Если взять Татарстан, то основные потоки в нашу республику идут с Дальнего Востока, в первую очередь из Китая. Также изменился способ доставки товара – резко снизилось количество автомобильных перевозок в пользу железнодорожных. Увеличился ввоз промышленных товаров, особенно в Закамскую зону, где у нас находится основной производственный кластер – «КАМАЗ», Нижнекамскнефтехим», ОЭЗ «Алабуга». – Как работает параллельный импорт и насколько дорожает такой товар для российского потребителя? – В качестве ответной меры на уход с рынка иностранных компаний и санкции в мае 2022 года в России появился так называемый параллельный импорт. Это легально произведенный товар, введенный в оборот в другой стране. Такой товар проходит таможенный контроль в обычном порядке, разница только в том, что раньше при ввозе требовалось разрешение от правообладателя, а сегодня оно не требуется. Никакого удорожания для потребителя ввоз товаров по схеме параллельного импорта не влечет.

– Декларирование товаров сейчас проводится в электронной таможне. Это, конечно, экономит время и деньги, исключает человеческий фактор, минимизирует коррупционные риски. Но как в таких условиях, вы, например, боретесь с «серым» импортом, который существовал и до санкций?

– Действительно, декларирование товаров происходит в центрах электронного декларирования (их в стране 16). В случае возникновения подозрений о возможности нарушения в таможни фактического контроля, какой являемся мы, поступают поручения на проведение досмотров. Это на этапе до выпуска товаров. Также мы вправе осуществлять постконтроль в течение трех лет после выпуска товара.

Контрафактную, санкционную и немаркированную продукцию мы выявляем уже на этапе постконтроля. У Татарстанской таможни есть право осуществлять контроль за ввозом и оборотом товаров на внутреннем рынке. Один из отделов нашей службы так и называется – отдел контроля за ввозом и оборотом товаров. Свою деятельность он осуществляет в тесном взаимодействии с представителями Россельхознадзора, Роспотребнадзора, МВД и транспортной прокуратуры. В ходе рейдов проводится осмотр территорий и помещений баз, складов, магазинов. В этом году, например, выявлено 14 тонн нелегальной продовольственной продукции, это в основном орехи, фрукты, овощи, крупы, сухофрукты, и более 140 тысяч единиц продукции с нарушением правил обязательной маркировки – сигареты, обувь, предметы легкой и парфюмерной продукции. По результатам проверок возбуждено 15 административных и 10 уголовных дел.

Контрафактная продукция изымается. С начала года из торгового оборота изъято почти 83 тысячи единиц товаров с признаками контрафакта, в том числе более 64 тысяч пачек сигарет, свыше 16 тысяч предметов одежды и обуви, около 2,5 тысячи детских игрушек, чехлов для телефонов, парфюмерной продукции, маркированных различными товарными знаками.

В свою очередь наш отдел проверки деятельности лиц с начала года проверил 54 юридических лица и индивидуальных предпринимателя на предмет нарушения таможенного законодательства, в результате чего возбуждено 14 административных дел и одно уголовное. О том, насколько это серьезные нарушения, можно судить по тому, что бюджетная эффективность одной проверки по доначислениям и взысканиям составила 18 миллионов рублей, а самая масштабная проверка по доначислению платежей составила 245 млн. Общая сумма доначисленных таможенных платежей, пеней, штрафов за девять месяцев 2023 года превысила 300 млн рублей. Вся эта сумма уже почти полностью взыскана.

– Известно, что уход иностранных автопроизводителей и колебания курса валют сильно повлияли на отечественный авторынок: одни марки машин попросту исчезли, другие сильно подорожали. В этой ситуации активизировались автоперегонщики. Ведете ли вы статистику ввоза авто?

– Конечно. За девять месяцев в Татарстан ввезено 5 238 автотранспортных средств из стран ЕАЭС, тогда как в прошлом году было 773. То есть произошел рост в 6,8 раза!

За ввоз автомобилей из стран ЕАЭС необходимо уплатить только утилизационный сбор. Общая сумма уплаченного в бюджет утилизационного сбора составила 1 млрд 960 млн руб. В прошлом году – 691 млн руб.

Существенно увеличился ввоз автомобилей физическими лицами из третьих государств, которые не входят в Евразийский экономический союз. По этим автотранспортным средствам таможенные платежи и пошлины уплачиваются в полном объеме. Таких машин в этом году у нас завезено 118, за них уплачено порядка 40 миллионов рублей, тогда как в прошлом году было 56 машин и 23 миллиона.

– Из каких именно стран чаще всего перегоняют автомобили и каких марок?

– Если говорить о дальнем зарубежье, много транспортных средств ввозят из Германии, Швеции, если о ближнем, то из Грузии и стран ЕАЭС – Кыргызстана, Казахстана и Беларуси. Наибольшее количество ввозимых автомобилей приходится на такие марки как BMW, Volkswagen и Land Rover.

– Каков при этом размер утилизационного сбора?

– Постановлением Правительства РФ с 1 августа 2023 года изменились размер и правила уплаты утилизационного сбора со всех ввозимых в нашу страну автомобилей. Повышенный утилизационный сбор платят те, кто ввозит авто из стран-членов ЕАЭС с целью перепродажи. Изменения не затронули физических лиц, ввозящих транспортные средства с объемом двигателя до трех литров для личного пользования: они не уплачивают таможенные платежи и пошлины, а платят только утилизационный сбор в размере 3 тыс. 400 руб. или 5 тыс. 200 руб. Сумма зависит от года выпуска автомобиля. Эта льготная ставка действует только на один автомобиль в год, так как предполагается, что транспорт приобретается для личного пользования, а не для продажи. Если в течение года человек завезет еще одну машину, то и за нее, и за первую он должен будет оплатить утильсбор на уровне юридического лица.

Для юрлиц размер утильсбора зависит от объема двигателя, самый большой достигает порядка 1 млн 600 тыс. руб. Именно утильсбор на сегодня является основной статьей перечислений Татарстанской таможни в федеральный бюджет. За 9 месяцев она перечислила в госказну 1 млрд 960 млн руб.

– А какая сейчас ситуация с международными пассажирскими авиарейсами? По сравнению с прошлым годом их стало больше?

– С начала года таможенную границу в международном аэропорту Казани пересекли более одного миллиона человек, что на 67 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Количество пассажирских международных авиарейсов составило около 6,5 тысяч – на 63 процента больше, чем в 2022-м. Такое увеличение в условиях западных санкций связано с наращиванием в 2023 году авиаперевозок в такие страны, как Турция, ОАЭ, Египет. Кроме этого, благодаря отмене ограничений и восстановлению регулярных рейсов увеличилось авиасообщение в страны Средней Азии – Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан.

В результате таможенного контроля физических лиц и перемещаемого ими багажа за 9 месяцев года нами выявлен 731 факт незаконного перемещения товаров и наличной валюты. Это на треть больше прошлогоднего показателя (542 факта). Возбуждено 1051 дело об административном правонарушении. Если говорить о видах товаров, то, к примеру, сотрудниками таможенного поста «Аэропорт «Казань» пресечены несколько попыток ввоза холодного оружия. Это в основном кастеты. Их ввозят молодые люди. Но бывали случаи, когда, например, бабушка везет внуку в подарок кастет или сюрикен (японское метательное оружие). Перевозка таких предметов возможна лишь при наличии разрешения Росгвардии.

Специальные разрешительные документы нужны и для перевозки кораллов. Туристы частенько везут их на память из мест отдыха, одна дама пыталась ввезти кораллы в количестве 17 штук. Однако по законам многих стран кораллы нельзя вывозить за границу, а их ввоз в Россию возможен только при наличии специального разрешения.

Самые распространенные нарушения, допущенные пассажирами авиарейсов, связаны с перевозкой наличных денежных средств – 205 фактов. Также это попытки ввоза табачной и алкогольной продукции в количестве, превышающем установленные нормы беспошлинного ввоза – 180 и 218 фактов соответственно.

Газета Республика Татарстан