28.10.21

В ТПП РФ обсудили вопросы совершенствования процедуры экспорта драгоценных металлов

Состоялось заседание Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, посвящённое обсуждению проектов изменений в приказы Минфина России, определяющие порядок согласования заявлений о выдаче лицензий на экспорт драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, и порядок внесения изменений в акты государственного контроля при ввозе и вывозе драгоценных металлов.

Актуальность темы связана с тем, что в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия предлагаемых Минфином России изменений представители отрасли внесли дополнительные предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования процедур лицензирования экспорта и государственного контроля.

В заседании приняли участие представители Минфина России, Федеральной пробирной палаты, Минпромторга России, Минэкономразвития России, ФСБ России, ФТС России, руководители и специалисты отраслевых предприятий, профессиональных объединений, представители экспертного сообщества.

Открыл и вёл заседание председатель Комитета, генеральный директор ОАО «Красцветмет» (г.Красноярск) Михаил Дягилев. Он отметил, что вопрос очень важен, поскольку многие участники отрасли занимаются экспортом продукции. При этом отрасль драгоценных металлов имеет в целом трансграничный характер, крупные компании являются участниками международных производственных цепочек. Михаил Дягилев высоко оценил те шаги государства, которые уже предприняты навстречу бизнесу, в том числе введение генеральных лицензий на экспорт золота и серебра, и подчеркнул, что это вносит вклад в повышение эффективности национального бизнеса.

С приветственным словом к участникам заседания обратился директор Департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ Александр Волченко, который отметил, что в соответствии с соглашением между ТПП РФ и Минэкономразвития Палата организовала процедуру оценки регулирующего воздействия проектов приказов среди организаций-членов Палаты после того, как в августе 2021 года Минфин России опубликовал предлагаемые изменения на официальном портале. Разработчиком были учтены многие предложения бизнеса. Однако в связи и с тем, что часть принципиальных замечаний в доработанной редакции сохраняется, Минэкономразвития России принято решение о проведении дополнительных консультаций. Итогом заседания, по мнению Александра Волченко, должен стать устранение разногласий и принятие нормативных актов в том виде, который устраивает и регуляторов, и удобен для работы бизнеса при ведении внешнеэкономической деятельности.

Позицию бизнес-сообщества по внесению изменений в приказы Минфина России от 29.03. 2019 г. № 50н «Об утверждении Порядка согласования заявлений о выдаче лицензий на экспорт драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, указанных в таблицах 1 и 2 раздела 2.10 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, и Порядка выдачи заключений о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в РФ» и от 29.01.2020 № 10н «Об утверждении Порядка внесения изменений в акт государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, указанных в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза» представили вице-президент АО «Полиметалл УК» Александр Плешаков, заместитель генерального директора по экономике и финансам ПАО «Высочайший» Сергей Гостев, заместитель директора Департамента по связям с государственными органами ООО «УК Полюс» Андрей Жарехин, заместитель директора Департамента федеральных и региональных программ – начальник Управления федеральных программ ПАО «ГМК «Норильский никель» Алексей Пинчук, главный юрисконсульт ОАО «Красцветмет» Дмитрий Пось, начальник юридического отдела ООО «Евромет» Анна Штерн, аналитик Союза золотопромышленников Дамир Вильданов.

Выступающие отметили, что в последние годы экспорт драгоценных металлов возрос. Этому способствуют два основных фактора – рост добычи в отсутствие внутреннего спроса на весь объем произведенных аффинированных драгоценных металлов и совершенствование порядка лицензирования экспорта аффинированных драгоценных металлов будут способствовать повышению конкурентоспособности российских участников на международном рынке драгоценных металлов. Что касается второго фактора, то Правительством Российской Федерации в 2020 году было принято постановление о выдаче генеральных лицензий на экспорт слитков из золота и серебра не только кредитным организациям, но и субъектам добычи и производства.

Вместе с тем, участники заседания отметили, что при доработке проекта приказа о внесении изменений в приказ Минфина России от 29.03. 2019 г. № 50н сохранено требование о представлении субъектами производства первичных учетных документов при получении лицензии на экспорт аффинированных драгоценных металлов. Данное требование является практические не реализуемым, исходя из производственных процессов компаний.

Участники отрасли подчеркивают, что лицензия на экспорт отражает намерение заявителя осуществлять поставку по внешнеторговому контракту (разовая) или нескольким контрактам (генеральная) в течение до 1 года (максимальный срок действия лицензии) и разрешение государственного органа заявителю осуществлять поставку аффинированных драгоценных металлов в определенном объеме в указанный срок. Соответственно, в момент получения лицензии заявитель не обязан иметь в наличии все сырье для изготовления драгоценных металлов на весь срок действия лицензии на экспорт. Таким образом, требование к субъектам производства представлять не только контракт (договор), но первичные учетные документы, подтверждающие законность владения (приобретения) аффинированными драгоценными металлами при получении лицензии на весь срок ее действия, является объективно невыполнимым.

В ходе доработки проекта приказа разработчиком также не было учтено замечание представителей отрасли об исключении из проекта положения о направлении Минфином России документов заявителей на выдачу заключений о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров минерального происхождения в Российской Федерации в адрес организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, с предложением по приобретению (извлечению) драгоценных металлов из сырьевых товаров, планируемых к экспорту. С развитием технологий и созданием новых производственных мощностей по переработки упорных руд на территории Российской Федерации экспорт сырьевых товаров из минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, снижается. Однако в настоящее время экспорт не может быть полностью прекращен в связи с отсутствием технологий по переработке всех видов указанного минерального сырья, в том числе в аффинажных организациях.

Не учтено разработчиком и принципиальное замечание представителей отрасли, связанное с изменением действующей формулировки подпункта «д» пункта 2 Порядка выдачи заключений о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в Российской Федерации (Приложение 2 к приказу Минфина России от 29.03.2019 № 50 н). В соответствии с действующей формулировкой указанной нормы для оформления заключения Минфина России экспортер сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, обязан представить в Минфин России оригинал протокола испытаний на экспортируемую партию сырьевых товаров, выданный испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации в национальной системе аккредитации. Таким образом, используемый в действующей формулировке термин «экспортируемая партия сырьевых товаров» определяет необходимость производства и накопления до получения экспортной лицензии всего объема сырьевого товара (концентрата), предусмотренного внешнеторговым договором (контрактом), последующий отбор проб от накопленного объема, проведение испытаний на предмет определения содержания драгоценных металлов в концентрате и последующее представление протокола испытаний в Минфин России.

Участники обсуждения, обосновывая свою позицию, ссылались на Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (Приложение 14 к Решению Коллегии ЕЭК № 30), которое аналогичного требования не содержит.

На практике, принимая во внимание, что лицензия на экспорт концентратов, содержащих драгоценные металлы, выдается сроком на один год, до ее получения экспортер обязан произвести весь годовой объем концентрата, на время его производства осуществлять складирование накапливаемого материала и после получения разрешения на вывоз длительное время нести расходы по хранению произведенного материала ввиду невозможности отправки и принятия контрагентом всего объема сырья единовременно. Данное требование влечет необоснованные финансовые и логистические издержки и снижает конкурентоспособность российских компаний на международном рынке концентратов, содержащих драгоценные металлы.

Участники отрасли отметили, что указанное выше предложение не приведет к ослаблению контроля в отношении экспорта содержащих драгоценные металлы сырьевых товаров, как отмечено в позиции Минфина России, включенной в сводку предложений к проекту. Контроль за содержанием драгоценных металлов в экспортируемых сырьевых товарах применительно к фактически вывозимому за пределы Российской Федерации сырьевому товару осуществляется Федеральной пробирной палатой в соответствии с Приложением 14 к Решению Коллегии ЕЭК № 30, Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1137 и Порядком осуществления государственного контроля цен при экспорте из Российской Федерации в страны, не входящие в Таможенный союз, необработанных драгоценных металлов, руд и концентратов драгоценных металлов, добытых на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 19.05.2014 № 35н в соответствии с которыми на каждую партию экспортируемого сырья при фактическом вывозе из России должны быть представлены копии акта (протокола) отбора образцов проб и протокола испытания химического состава отобранных образцов проб. Информация о результатах такого контроля находится в полном распоряжении соответствующих уполномоченных государственных органов (Минфина России, Федеральной пробирной палаты, ФТС России).

Главный юрисконсульт ОАО «Красцветмет» Дмитрий Пось подробно представил предложения бизнеса по внесению изменений в приказ Минфина России от 29.01.2020 г. № 10н в части отмены запрета на внесение изменений в акт государственного контроля при экспорте, реэкспорте, переработке вне таможенной территории, временном вывозе; однократного внесения изменений в акт государственного контроля при переработке на таможенной территории, переработке для внутреннего потребления и при импорте.

Как отмечено в выступлении, внесение изменений в акт государственного контроля более одного раза потребуется при назначении таможенным органом экспертизы по содержанию драгоценных металлов до выпуска товаров, по результатам которой потребоваться внесение изменений в декларацию на товары и в акт государственного контроля, при установлении технических ошибок заявителем до или после результатов входного контроля у получателя или экспертизы таможенного органа.

При доработке проекта приказа также не учтены предложения участников публичного обсуждения в части представления протокола испытаний, выданного не только испытательной лабораторией, аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но и прошедшей международную аккредитацию на техническую компетентность в соответствии с положениями межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Наличие в действующей редакции приказа Минфин России № 10н требования о представлении протокола испытаний, выданного исключительно лабораторией, аккредитованной в национально системе аккредитации, при внесении изменений в акт государственного контроля создает конфликт с нормами таможенного законодательства – таможенный орган для выпуска товара будет требовать внесения изменений в декларацию в соответствии с данными, полученными по результатам экспертизы от лаборатории, результаты который не будут приниматься Федеральной пробирной палатой, как основание для внесения корректировки в акт госконтроля, который необходимо приложить к декларации на товар, чтобы таможенный орган завершил процедуру таможенного оформления товара.

Таким образом, в случае расхождения между данными, указанными в декларации на товары, и данными, полученными таможенным органом при проведении проверки из лаборатории, не аккредитованной в национальной системе аккредитации, законного способа завершить таможенную процедуру выпуска товара не существует. Кроме того, в России отсутствуют аккредитованные в национальной системе аккредитации лаборатории, которые способны провести весь спектр требуемых исследований с требуемой точностью по всем контролируемым металлам.

Развернутые комментарии к предложениям участников заседания дали представители Минфина России, Минпромторга России, ФТС России.

Заместитель директора Департамента регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Владимир Зебрев проинформировал участников заседания, что министерство внимательно изучит не учтенные предложения в рамках процедуры дополнительных публичных консультаций, проводимой ведомством.

По итогам заседания подготовлена резолюция, в которой Минфину России, Минпромторгу России, ФТС России, ФПП России рекомендуется более детально проработать предложения представителей отраслевого бизнес-сообщества по проектам обсуждаемых приказов Минфина России и рассмотреть возможность их принятия в предлагаемой редакции в целях устранения противоречий в нормативных правовых актах, сокращения временных затрат участников внешнеэкономической деятельности на осуществление разрешительные процедур, устранения барьеров, снижающих конкурентоспособность российских компаний на международном рынке драгоценных металлов, а также рисков необоснованного привлечения участников ВЭД к административной ответственности.

Департамент по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ, Н.Солдатова

Ювелир.INFO