Валенки защитили от импорта
В условиях финансового кризиса, сулящего серьезные проблемы реальному сектору экономики страны, правительство РФ вынуждено защищать интересы отраслей, процветание которых зависит от спроса сограждан. Первой власть пришла на помощь автопроизводителям. Вслед за обещанной поддержкой отечественного автопрома, которое выразилось в повышении ввозных таможенных пошлин на иномарки, власти намерены "подстелить соломку" легкой промышленности. Ее планируется поддержать тем же способом.
Министерство промышленности и торговли РФ предлагает увеличить импортные пошлины на ввоз обуви, а также пересмотреть политику в отношении обнуления пошлин на ввоз одежды и ужесточить борьбу с нелегальным импортом. Соответствующие предложения содержатся в проекте стратегии развития легкой промышленности РФ на период до 2020 года, опубликованном на сайте ведомства. Данный документ разработан в соответствии с поручением президента Российской Федерации от 3 июля 2008 года и поручением правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года.
В основу стратегии заложен переход отрасли на инновационную модель развития, ориентированной на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска конкурентоспособной продукции нового поколения. Особое внимание уделено следующим важнейшим направлениям экономического и социального развития легкой промышленности: техническому перевооружению и ускоренной модернизации производства на базе новых технологий, развитию конкурентоспособных сфер деятельности отрасли, активизации научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, обеспечивающих повышение доли инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках; защите внутреннего рынка от незаконного оборота товаров, стимулированию экспорта российской продукции, повышению конкурентного уровня легкой промышленности, инвестиционной, бюджетной и экспортной привлекательности; улучшению обеспечения отрасли материально-сырьевыми ресурсами и профессиональными кадрами.
Согласно прогнозам, в результате реализации данной стратегии будут созданы экономические условия для роста объемов производства продукции к 2020 году в 2,0 -2,5 раза к уровню 2007 года и увеличения экспорта, объем которого в 2020 году составит порядка 3,5 млрд. долл. Данная стратегия предусматривает два альтернативных сценария развития легкой промышленности: инерционный и инновационный.
Финансирование инновационного сценария, который предлагается взять за основу, определено на уровне 172,83 млрд рублей. В его рамках планируется направлять средства на финансирование науки, стимулирование экспортеров продукции, субсидирование процентных ставок по кредитам и реализации проектов на основе частно-государственного партнерства.
Одновременно с этим предлагается принять комплекс мер в рамках таможенно-тарифного регулирования. Речь идет об обнулении ввозных таможенных пошлин на все виды сырья, материалы и оборудование, не производимые в России, а также установление экспортной таможенной пошлины на вывоз всех видов сырья и полуфабрикатов изделий легкой и текстильной промышленности - лен, кожу, шерсть, пухоперовое сырье, увеличить таможенную пошлину на импорт обуви. Кроме того, предлагается пересмотреть политику РФ в отношении снижения пошлин на отдельные виды готовой одежды. Однако разработчики документа подчеркивают, что изменения по ввозным таможенным пошлинам должны происходить только с учетом интересов российских товаропроизводителей.
В рамках защиты российского производителя от нелегального импорта предлагается создать специальную межведомственную комиссию по борьбе с контрафактной продукцией в легкой промышленности. Кроме того, планируется осуществлять жесткий госконтроль за качеством импортируемых товаров. Речь, в частности, идет о введении обязательной процедуры идентификации ввозимых товаров.
Ожидается, что реализация сценария позволит повысить долю легкой промышленности в объеме промышленного производства к 2020 году до 2,5 проц., долю продукции в объеме продаж на внутреннем рынке до 50 проц., рост экспорта продукции в 2-2,5 раза.
В свою очередь, в рамках инерционного сценария господдержку предлагается осуществлять путем субсидирования процентных ставок по кредитам на закупку сырья и оборудования, на техническое перевооружение и стимулирование экспорта. Однако этот путь может привести к стагнации производства и вытеснению отечественных производителей с рынка.
Напомним, ранее в целях поддержки отечественного автопрома правительству было рекомендовано поднять пошлины на новые иномарки и автомобили со сроком эксплуатации не более трех лет с нынешних 25 до 30 проц. Такие же ставки предложено ввести на автомобили, с момента выпуска которых прошло от 3 до 5 лет. Повышение пошлин неминуемо приведет к росту цен на ввозимые иномарки, которые составляют почти половину покупаемых в России автомобилей, в то же время эта мера призвана поддержать отечественных производителей, которые из-за экономического спада уже начали останавливать производство, и защитить их от снижения продаж.
ИА "Финмаркет"; 10.12.08