ВИП-граница на замке
Чиновники могут лишить аэропорты одного из доходных видов бизнеса: с 1 июля ВИП-залы крупнейших аэропортов должны лишиться отдельных пунктов пограничного обслуживания. По данным «Ъ», на этом настояла ФСБ, заявив о незаконности таких услуг. В отрасли оценивают поступления от одного ВИП-зала в крупном аэропорту в среднем в 10 млн руб. в месяц. Перспектива потери доходов беспокоит аэропорты настолько, что к решению вопроса уже привлекли вице-премьера Аркадия Дворковича.
Как рассказали «Ъ» источники на рынке, с 1 июля в российских аэропортах должен измениться порядок пограничного обслуживания в ВИП-залах: паспортный контроль и предполетный досмотр их пассажиры теперь должны проходить в общем порядке. Соответствующее указание от ФСБ поступило в погранслужбы аэропортов, говорят собеседники «Ъ», в качестве причины указывалась «незаконность предоставляемых услуг». Проблема поднималась во вторник на совещании под председательством первого вице-премьера Аркадия Дворковича и с участием представителей крупнейших аэропортов и Росграницы. Пресс-секретарь господина Дворковича подтвердила факт совещания.
В Росгранице «Ъ» лишь пояснили, что ведомство не прекращало пограничный и таможенный контроль в ВИП-залах аэропортов, не уточнив, вносились ли изменения в процедуры. Однако на профильном портале заказа и бронирования ВИП-залов в аэропортах сообщается, что пассажиры по-прежнему могут зарегистрироваться и оформить багаж в ВИП-зале, но паспортный и предполетный контроль придется проходить в общем порядке. Из-за этого в аэропорт рекомендовано приезжать не менее чем за 1,5 часа до вылета.
Залы официальных лиц и делегаций существуют с советских времен, там обслуживаются лица, утвержденные в перечне управления делами президента РФ, официальные лица, представители правительства, министры и их зарубежные коллеги. Но в аэропортах работают и ВИП-залы, обслуживающие коммерческих пассажиров и корпоративных клиентов, им предоставляются отдельные пункты пограничного, таможенного и предполетного контроля, регистрация и оформление багажа на выделенных стойках. В Домодедово стоимость услуги составляет €250, во Внуково — от 8-15 тыс. руб., в Шереметьево — 11-13 тыс. руб. за один раз или 155-310 тыс. руб. в год.
Информацию о новом порядке «Ъ» подтвердили во Внуково. «С 1 июля в залах повышенной комфортности прекращено обслуживание пассажиров, вылетающих международными рейсами, за исключением тех, кто прислал заявки до уведомления»,— сообщила «Ъ» руководитель пресс-службы аэропорта Елена Крылова. Она уточнила, что во Внуково два зала повышенной комфортности (не считая бизнес-залов авиакомпаний за линией погранконтроля), ими пользуется порядка 15 тыс. человек в месяц.
Впрочем, пока ограничения ввели не все аэропорты. В Шереметьево «Ъ» заверили, что обслуживание пассажиров в ВИП-залах продолжается «в полном объеме», а в колл-центре VIP International (обладает эксклюзивным правом на обслуживание пассажиров в VIP-залах аэропорта) подтвердили, что услугу можно приобрести «без каких-либо ограничений». Один из собеседников «Ъ», близких к ситуации, объясняет, что Шереметьево добилось «некоторого компромисса». В ближайшие дни обслуживание ВИП-пассажиров «будет проводиться по отдельной договоренности с погранотрядом аэропорта», поясняет он. В Домодедово также утверждают, что изменений в регламент сервиса не вносилось. Источник «Ъ» сообщил, что чиновники не одобрили открытие ВИП-пункта пропуска в Пулково-1 в Петербурге, ссылаясь на то, что это «незаконно» (в самом аэропорту отказались от комментариев). В Минтрансе говорят, что совместно с аэропортами готовят предложения для урегулирования ситуации, которые затем будут внесены в правительство.
Прекращение пограничного обслуживания в ВИП-залах может лишить аэропорты доходного бизнеса, заявил «Ъ» источник в одном из аэропортов. «На фоне сокращения авиаперевозок и общего спада в отрасли такие решения выглядят как минимум странными. В результате могут быть сокращены до 500 человек из персонала аэропортов, а бюджет недосчитается налоговых отчислений до 1 млрд руб.»,— говорит собеседник «Ъ». В среднем доход от обслуживания пассажиров одного зала может превышать 10 млн руб. в месяц.
«ВИП-залы — это изобретение советских времен, которое получило коммерческое развитие в российской действительности»,— отмечает глава Infomost Борис Рыбак. В большинстве западных международных аэропортов прохождение паспортного контроля в отдельном зале не предусмотрено, поясняет эксперт, пассажиры первого и бизнес-класса лишь получают специальный ваучер и проходят все процедуры в ускоренном режиме в общем зале. По оценке господина Рыбака, если пограничный контроль уберут из ВИП-залов российских аэропортов, то сама услуга станет бессмысленной.