Владельцы ввезенных по параллельному импорту китайских машин жалуются на ТО
Продажи легковых автомобилей в 2023 году выросли на 69% по сравнению с предыдущим годом, следует из статистики Автостата. В топ-10 самых продаваемых марок вошли сразу шесть китайских. Первое место с большим отрывом по доле на авторынке в 30,6% занимает российская Lada. Далее же подряд идут «китайцы»: Сhery (11,2%), Haval (10,2%), Geely (8,8%), Changan (4,5%), Exeed (4%), Omoda (4%). Продажи китайских автомобилей за год увеличились в разы, например, Changan — в 18,7, Omoda — в 33,9.
Согласно свежим данным Автостата, доверие к китайским маркам среди россиян выросло за пять лет с 6,4% до 53,1%. Однако 28% респондентов категорически против приобретения китайского авто. В последнее время среди владельцов «китайцев» стали звучать жалобы на проблемы с прохождением технического обслуживания (ТО). Они касаются машин, ввезенных в Россию по параллельному импорту. РБК Петербург со ссылкой на Союз автосервисов назвал основными трудностями невозможность провести диагностику в официальных дилерских центрах и отсутствие русификации. Официальные дилеры не могут отремонтировать такие автомобили, программное обеспечение их просто не видит.
Черноземье на связи
В автосалонах Черноземья, которые согласились прокомментировать ситуацию, ответили, что с проблемами не сталкивались. «Поступала информация о том, что иногда русификация некачественная. Но также поступает информация о том, что эта проблема оперативно решается. Что касается невозможности провести диагностику и техническое обслуживание, то дилерские сети, с кем сотрудничает наша компания, сообщают, что такой проблемы технически нет», — рассказал руководитель воронежского подразделения продаж ГК «Альфа-лизинг» Дмитрий Евдокимов.
Директор дилерского центра «ААА Моторс» (официального дилера легковых автомобилей Omoda, Jaecoo, JAC в Воронеже) Павел Шевченко объяснил, чем обусловлены проблемы у владельцев китайских машин.
«Русификации нет по понятным причинам: «параллельки» (авто, ввезенные в РФ по параллельному импорту), предназначены для внутреннего рынка Китая, им русификация не положена. Что касается диагностики, все зависит от конкретной модели и ее модификации. Если таковая поставляется в РФ по официальным каналам, то и проблем быть не должно. Если это «эксклюзив» для нашего рынка и представлен только в Китае, то могут быть проблемы, как с диагностикой, так и с обновлением софта. А для современных авто софт — ключевая составляющая комфортной эксплуатации. И китайцы выпускают обновления софта с завидной регулярностью», — рассказал Шевченко.
Он уточнил, что в «параллельках» отсутствуют «теплые» опции (обогрев сидений, руля, лобового стекла), так как основные продажи авто в Китае приходятся на юго-восточные провинции, где в условиях вечного лета в «теплых» опциях нет необходимости.
В ГК «Автодом» рассказали, что в дилерских центрах предоставляется дилерская гарантия, у клиентов есть возможность обратиться за установкой заводских обновлений. «Специалисты дилерских центров русифицируют автомобили и по желанию клиентов готовы установить приложения на русском языке. Техническое обслуживание автомобилей всех брендов, представленных у нас, проходит на сертифицированном оборудовании. При этом используются только оригинальные запасные части», — уточнили в пресс-службе.
Мы пойдем другим путем
В России весной 2022 года заработало разрешение на ввоз машин любых марок без официального одобрения автопроизводителей. Но по параллельному импорту стали ввозить автомобили не только компаний, которые были заморожены. До октября 2023 года по параллельному импорту можно было ввозить автомобили тех марок, которые по-прежнему официально представлены в России.
Зачем этот делалось? Павел Шевченко объясняет данную тактику экономическими причинами. «Поскольку схема параллельного импорта предусматривает ввоз через третьи страны (в основном, Киргизию) и растаможку на физических лиц, то финальный ценник получался существенно меньше, чем у аналогичной машины, ввезенной по официальным каналам. Плюс нет «прослойки» в виде импортера, который закладывает в цену свои расходы, связанные с гарантийной поддержкой и работой по адаптации автомобилей к эксплуатации в РФ», — добавил директор дилерского центра «ААА Моторс».
Дмитрий Евдокимов к ценовому фактору добавил случаи, когда ввозятся марки, представленные официально, но комплектация автомобиля лучше. «Но при этом важно понимать, что есть риск того, что ввезенные автомобили не через представителя марки на территории РФ, могут ввозиться с различными нарушениями», — подчеркнул руководитель воронежского подразделения продаж ГК «Альфа-лизинг».
Не остались в стороне
По параллельному импорту на российский рынок поступали автомобили не только легковые, но и грузовые. Однако причины заключались не в ценовой выгоде, а в технических сложностях и непокрытых потребностях рынка, как уточнил руководитель отдела управления продуктом компании BWG Артем Эйдман.
Ввозились в основном грузовые машины, которые изначально были предназначены для российского рынка, но их ввоз стандартным путем был осложнен. «Необходимость в параллельном импорте возникла, когда потребовалось ускорить поставку грузовиков при отсутствии или неготовности одобрения типа ТС. В первой половине 2023 года все еще ощущалась нехватка грузового транспорта, поэтому надо было быстро закрывать потребности рынка, не дожидаясь ОТТС», — объяснил Эйдман.
Однако в сегменте коммерческого грузового транспорта, привезенного по параллельному импорту, проблемы с прохождением ТО редки. «Китайские автопроизводители грузовых автомобилей придерживаются позиции сохранять гарантийные обязательства при условии, что техника изначально предназначена для российского рынка, даже если она завезена неофициальным путем. А вот если изначально машина была предназначена для рынка других стран (того же китайского, например), то сложности с гарантией действительно возможны», — подчеркнул эксперт. Он напомнил, что покупателям машин важно учитывать условия договора купли-продажи и внимательно изучать раздел о гарантии.
Что делать
Директор по развитию компании «Карданбаланс» Александр Приходько считает, что и в текущем году владельцы китайских авто могут столкнуться со сложностями в техобслуживании. «В первую очередь, это коснется тех моделей, которые были завезены по «серой» схеме. Уже были случаи с марками Exeed, Geely и Li Auto. Официальные дилерские центры отказывают в ремонте из-за отсутствия гарантии. Есть сложности и с диагностикой — оборудование не видит машины в своих базах. Это связано с тем, что блоки управления в авто, произведенных для Европы или Китая, отличаются от российских. Существенная разница может быть и у запчастей — несмотря на то, что увеличится объем импорта, комплектующие не подойдут по параметрам», — перечислил эксперт.
Член совета директоров НПК Автоприбор Даниил Черненко указал на проблемы поиска и замены оригинальных запчастей. «В настоящее время российские производители автокомпонентов постепенно начинают занимать значительную долю рынка и успешно адаптируют свою продукцию, как под западные, так и под китайские модели автомобилей без потери качества. Статистика показывает, что после продолжительного периода доминирования иностранных игроков наметился переход к более перспективному развитию для отечественных производителей», — анализирует Черненко. Например, при замене щеток стеклоочистителя он советует обратить внимание на ассортимент отечественных автокомплектующих, так как некоторые серии щеток могут применяться, в том числе и на автомобилях китайского производства. Так, за счет наличия адаптера на редкий тип крепления MG щетки могут быть установлены на популярные модели Geely Atlas, Geely Tugella и др.
В дилерском центре «ААА Моторс» считают, что силами параллельных импортеров завозится достаточное количество запчастей, чтобы обслужить имеющийся парк «параллелек». Это касается, в основном, расходников для ТО, мелкого ремонта и самых востребованных кузовных запчастей (бамперы, лобовые стекла и т.п.). «Другое дело, если из строя выйдет какой-то технически сложный элемент автомобиля (ДВС, КПП, электромотор, инвертор, какой-то из блоков управления). Или в ДТП будет поврежден и потребует замены крупный элемент кузова (боковина или крыша, например). Вот тут владелец, скорее всего, столкнется с необходимостью заказывать запчасть из Китая со сроком ожидания от одного месяца до бесконечности. Естественно, все это время автомобиль будет «недвижимостью». И подменный автомобиль на время ожидания запчасти, как это принято у официальных дилеров, ему, конечно, никто не предоставит. Придется решать проблему мобильности своими силами и за свой счет», — констатировал директор компании.
Владельцам марок, официально представленных в РФ, лучше всего ехать к официальному дилеру этой марки. Шансов, что у него будут необходимые запчасти, оборудование и специалисты, больше. Имея «эксклюзив», лучше обращаться непосредственно к импортерам, имеющим опыт продажи таких автомобилей. «У них, как правило, уже есть наработанная сеть «партнеров», которые знают, что делать с автомобилем, и держат на складе самые востребованные запчасти», — советует Павел Шевченко.
«По сути, покупая автомобиль по более низкой, нежели у официалов цене, клиент соглашается с тем, что все возможные проблемы с автомобилем он будет решать за свой счет. Чтобы исключить риски, можно (и нужно) купить программу защиты от поломок, которая, по сути, является аналогом КАСКО, но относится только к технической части автомобиля. Такие программы есть у всех крупных страховых компаний. Стоимость сильно варьируется и зависит от модели автомобиля», — уточнил директор «ААА Моторс».
Заместитель генерального директора ОЭЗ «Авангард» Михаил Деревянко рассказал, что в регионах и в крупных городах начинают появляться станции технического обслуживания, которые самостоятельно приобретают диагностическое оборудование на китайском рынке и сами в нем разбираются. «В последнее время в регионах начали активно развиваться СТО, которые специализируются именно на обслуживании китайских автомобилей, как ввезенных по параллельному импорту, так и официальных. Поэтому совсем без технического обслуживания российские автолюбители не останутся. Без ТО рискуют остаться владельцы китайских электромобилей, живущие в небольших городах. В настоящий момент такие авто официально в Россию не поставляются: все они идут через параллельный импорт. И, поскольку рынок электромобилей в России находится в зачаточном состоянии, станций технического обслуживания пока что очень мало, и находятся они в основном в крупных городах», — пояснил эксперт.
В подавляющем большинстве случаев параллельный импорт осуществляется физлицами, отсюда и проблемы. Если же авто ввезено юридическим лицом, то на автомобиль распространяются все требования закона о защите прав потребителей. Причем не важно, официальный импорт или параллельный.