Владивостокские таможенники перестали принимать пошлины за автомобили
Во второй половине марта владивостокские таможенники перестали принимать пошлины за автомобили, ввозимые физическими лицами, по безналичному расчету. Теперь таможня принимает только наличные платежи. Это грозит увеличением цен на авто, а также уходом бизнеса «в тень».
Большую часть сделок на рынке б/у автоимпорта составляет покупка россиянами автомобилей на японских аукционах. В 2009 году объемы этого бизнеса снизились в 10-20 раз по сравнению с докризисными, однако с начала 2010 года наметилось некоторое оживление (в январе-феврале из Японии в Россию было отправлено 6673 подержанных автомобиля).
Большинство владивостокских компаний-агентов, оказывающих иногородним гражданам помощь в приобретении авто в Японии, работают следующим образом: заключается агентский договор на услуги по оформлению и доставке купленного за границей автомобиля, по которому клиент перечисляет деньги на банковский счет компании-агента. Затем безналичным путем деньги попадают на счет таможни.
Сейчас же таможня хочет видеть не безналичные платежи от нескольких официальных брокеров, а очередь граждан с чемоданами денег в кассу.
Павел, представитель бизнеса, пожелавший остаться неизвестным: «Не понимаю, зачем это все. Рынок б/у автомобилей и так славится тем, что там много теневых операций. Мы в аукционном бизнесе столько времени выстраивали нормальную «белую» схему полностью безналичных расчетов, и вот сейчас нас снова заставляют таскаться с наличкой, которая в итоге все равно опять станет безналом на счетах таможни. А ведь это и риски, и лишние расходы на банковские услуги. Более того, ведь мы не можем просто так в банке снять со своего счета деньги, чтобы «заплатить в таможню за Иван Иваныча из Новосибирска», это незаконно. Получается, вновь придется прибегать к услугам забытых «помоек» для обналичивания средств. И кто от этого выиграет?»
Кроме этого, часть машин, таможащихся в период ввода новой схемы, просто «зависла». Так, по словам сотрудников одного из участников рынка компании «Амаяма Авто», у компании возникли сложности с оформлением семи автомобилей. Пошлина по ним на сумму 1,2 млн рублей была оплачена в таможню, но таможенники перешли на новую компьютерную программу по учету платежей и этих денег, по их словам, «не видят». Многодневные переговоры импортеров и брокеров с таможенным начальством к разрешению ситуации не привели. В итоге, чтобы не подводить клиентов, пострадавшим компаниям придется повторно платить пошлину уже наличными деньгами из своих резервов. Вопрос же с возвратом «потерявшихся» платежей будет решаться через Москву, ориентировочный срок — не менее двух недель.
Мнения участников рынка о причинах данных нововведений разделились: некоторые считают, что это обычная чиновничья безалаберность и несогласованность, но многие склонны видеть в этом очередной препон на пути импорта б/у иномарок. Страдают же в итоге, как водится, обычные россияне.
Drom.ru; 07.04.10