Военно-контрабандный канал
Сотрудники Северо-Западной оперативной таможни и военной контрразведки задержали шесть участников группировки, состоявшей из бывших и действующих военнослужащих. Они организовали хищения и вывоз в Латвию запчастей к истребителям Су-27 и вертолетам Ка-27. В ходе обысков у задержанных были изъяты и секретные карты Минобороны России. Военное ведомство уже создало спецкомиссию для разбирательства по данным фактам.
Арестам контрабандистов предшествовала длительная оперативная разработка. Сначала сотрудники Северо-Западной оперативной таможни получили информацию о некой преступной группе, состоявшей из бывших военнослужащих, готовящих вывоз из России скупаемого ими имущества в частях 6-й армии ВВС и ПВО, а также Ленинградской военно-морской базы. Сотрудники таможни сумели вычислить канал, который использовали контрабандисты. Для этого они приспособили автобус компании "Евролайн", совершающий регулярные рейсы по маршруту Санкт-Петербург-Рига.
Таможенники совместно с сотрудниками УФСБ по Ленинградскому военному округу установили тайное наблюдение за подозрительным автобусом и двумя его водителями. Задержали автобус в международном автомобильном пункте пропуска Убылинка (Псковская область) сразу после того, как сотрудники пограничной службы оформили разрешение на пересечение границы. Сообщив пассажирам, что причиной задержки автобуса стала техническая неисправность, и посадив их на другие рейсовые автобусы на Ригу, оперативники приступили к досмотру транспортного средства. Таможенники обнаружили в нем несколько оборудованных за колесными арками тайников. В них оказалось около 200 кг военного имущества, в том числе датчики избыточного давления и устройства для запуска авиадвигателей, которые эксперты позднее признали деталями истребителя Су-27. Кроме того, в тайниках лежали аккуратно упакованные в пластиковые пакеты военно-морские карты и лоции с промерами глубин Балтийского и Эгейского морей, а так же африканских побережий Индийского и Атлантического океанов. Все карты были изданы Минобороной в январе 2007 года и имели грифы "совершенно секретно" и "для служебного пользования".
Водители согласились назвать оперативникам имена и телефоны лиц, которые загрузили все это в автобус. Таким образом оперативники установили еще четырех участников преступной группы и провели более десятка обысков на квартирах и дачах предполагаемых контрабандистов, а также в нескольких арендованных ими у частных лиц гаражах. В результате у задержанных было изъято более 4 тонн военного имущества – в основном деталей и приборов самолетов Су-27 и вертолетов Ка-27, а также поддельные документы на эти предметы, морские карты, устройства для перебивки идентификационных номеров авиационного имущества и т. п. Также у предполагаемых организаторов преступного бизнеса было изъято более $90 тыс. Северо-Западная оперативная таможня возбудила уголовное дело по статье 188 части 4 УК РФ ("контрабанда в особо крупном размере, совершенная в составе организованной группы)". По данному делу арестованы четыре человека, еще двое отпущены на подписку о невыезде.
Главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов в разговоре с корреспондентом Ъ назвал операцию, проведенную контрразведкой, "весьма эффективной". При этом он отметил, что по имеющейся информации, помощь преступной группе оказывал офицер одной из частей 6-й армии ВВС и ПВО. Начальник пресс-службы ВВС полковник Александр Дробышевский уточнил Ъ, что этот офицер являлся начальником склада авиационного технического имущества. В военно-топографическом управлении Генштаба Ъ не смогли объяснить, как карты и лоции могли оказаться у контрабандистов, отметив лишь, что "на Западе к подобным документам особый интерес". Вчера к работе в Санкт-Петербурге приступила прибывшая из Москвы комиссия, состоящая из представителей военной контрразведки ФСБ и военной прокуратуры, а также главкоматов ВВС и ВМФ, которая должна проверить сохранность имущества на авиационном и военно-морском складах и выявить канал утечки секретных карт и документов.
Коммерсант kommersant.ru 12.02.07