Все пути ведут на таможню
Новый начальник Северо-Западного таможенного управления Павел Корчажкин провел свою первую пресс-конференцию в этом качестве, на которой рассказал представителям СМИ о нынешних достижениях таможенников региона, о перспективах развития.
Поток грузов, проходящих через границу, становится все более полноводным. К примеру, Ленинградская область за последние лет пять практически удвоила ВРП за счет привлечения инвестиций, строительства новых современных предприятий. Соответственно, многократно увеличилась нагрузка и на таможенные органы, которые далеко не всегда выполняют свои функции быстро и качественно. Возможно, необходимо расширить таможенную сеть, умножить число пунктов оформления грузов?..
Этот путь уже не представляется эффективным, считает Павел Корчажкин. И без того число объектов СЗТУ перевалило за сотню. Поэтому мы сосредоточились на применении новых таможенных технологий: электронное декларирование, предварительное информирование, создание зеленых коридоров , внедрение электронной подписи... Все ради скорости и простоты прохождения через таможню.
Только за I квартал этого года СЗТУ принесло в государственный бюджет около 83 миллиардов рублей. Сегодня, по свидетельству Павла Корчажкина, ежедневный сбор составляет около миллиарда рублей. Рост в основном за счет повышения экспортной пошлины на сырую нефть и нефтепродукты.
Но если при вывозе сырья таможня является всего лишь добросовестным исполнителем государственной воли, то в своих отношениях с иностранными компаниями, работающими в регионе, имеет возможность быть гибкой. Задача сформулирована, а условия для ее реализации предоставил новый Таможенный кодекс: способствовать развитию бизнеса, увеличению притока инвестиций, максимально подготовиться к вступлению России в ВТО. Однако недавняя встреча нового руководства СЗТУ с представителями иностранных компаний и их российских дочерних структур показала, что здесь далеко не все еще обстоит благополучно. Претензий к таможне немало.
Представитель одной из финских корпораций, занимающейся в России сбором металлолома, рассказал, что его фирма неизменно платит железной дороге штрафы за простой вагонов, пока идут таможенные процедуры. По мнению бизнесмена, имеет место нестыковка правовых актов двух российских ведомств. Таможня задерживает отправку груза на трое суток, а железная дорога уже через сутки назначает штрафные санкции.
Руководители большого количества фирм отмечают чрезмерные требования таможенников. К примеру, зачем-то требуется полный пакет документов на каждую машину груза, даже если через таможню одномоментно проходит колонна из десяти грузовиков.
Фирмы обязаны платить санитарным органам за получение на товар сертификата безопасности. Причем СЭС выдает такие документы, как говорится, не глядя, по факту оплаты.
На большинстве таможенных пунктов не доверяют импортерам высокотехнологичного оборудования, которое ввозится в Россию исключительно с целью развития производства или услуг, а, следовательно, должно облагаться щадящими пошлинами. Каждый раз фирмы должны доказывать, что это оборудование не предназначается для продажи в России.
Павел Корчажкин признает справедливость претензий к таможенникам со стороны бизнес-сообщества, однако подчеркивает, что за последние годы ситуация заметно улучшилась: еще год назад компании-инвесторы, фирмы, имеющие на Северо-Западе России свои предприятия, не могли и мечтать об упрощенных таможенных процедурах, о сотрудничестве с таможенниками в борьбе против контрафактной продукции.
Санкт-Петербургские ведомости 04.05.05