16.01.07

Выставочная деятельность поддается урегулированию

Выставочная деятельность в России, как и участие российских товаропроизводителей в международных выставках-ярмарках за рубежом, с каждым годом набирает обороты. Об этом красноречиво говорит статистика. В 2005 году 1234 российских компании приняли участие в 39 выставках в 17 странах мира, что почти в два раза больше по сравнению с предыдущим годом. Не участвуешь в выставках - не присутствуешь на рынках , - говорит президент Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) Сергей АЛЕКСЕЕВ.

Выставочноконгрессная деятельность России с каждым годом становится все более важным регулятором экономики. В 2005 году в нашей стране было проведено более 1300 торгово-промышленных выставок, в которых участвовало более 130 тысяч фирм из 106 стран мира, а посетили их более 12 миллионов человек. Растет участие российских фирм и в выставках за рубежом, что говорит о росте экспортного потенциала страны и положительных тенденциях ослабления зависимости от экспорта энергоносителей и сырья.

РСВЯ существует уже 15 лет, и нашей главной задачей является развитие выставочно-конгрессной деятельности, оказание поддержки выставочным организациям в осуществлении их задач. По поручению членов союза наша штаб-квартира в Нижнем Новгороде осуществляет постоянный мониторинг статистики, проводит аудит и добровольную сертификацию компаний, изучает сильные и слабые стороны их развития. Одной из ключевых проблем является технология обработки и оформления временно ввозимых выставочных грузов. Сегодня период монтажа выставки составляет 2-3 дня, работы 4-5 дней, демонтажа 1-2 дня. Это мировая практика, и мы не можем ее изменить.

К сожалению, существующие в Российской Федерации правила по временному ввозу не позволяют в краткие сроки обеспечить своевременную и качественную обработку грузов. Сплошной контроль, требование к оформлению каждого гвоздя и гайки приводит к простоям (до месяца) транспортных средств, огромным штрафам к российским экспедиторам, психологическим нагрузкам, спешке и травматизму. В среднем на одну выставку приходится 100-200 грузовиков и, как правило, из-за сбоев штрафы за один монтаж-демонтаж составляют до 100 тысяч долларов. Для сравнения: во Франции количество грузовиков, приходящихся на одну выставку, достигает 3,5 тысяч. Так что если мы достигнем уровня этой страны без изменения ситуации, то последствия будут очевидны.

Как бы ни был высок энтузиазм устроителей, но в ситуации отсутствия четких упрощенных правил ввоза экспонатов возникновение сбоев, опозданий и задержек в оформлении временно ввозимых выставочных грузов - увы, неизбежность. В конечном итоге все это ослабляет имидж России как высокоразвитой выставочной державы. Можно вспомнить, что в прошлом отсутствие специального и вдумчивого подхода именно к перемещению через границу Российской Федерации грузов, предназначенных для участия в том или ином мероприятии, необратимо приводило к знакомой ситуации: огромным простоям транспортных средств на комплексе по окончанию выставки.

В то же время, выставочники всегда находились в режиме диалога с таможенным ведомством, и, необходимо отметить, встречали поддержку и понимание. В ходе делового взаимодействия Консультативного совета, РСВЯ и крупнейших выставочных организаций два года назад были разработаны специальные правила таможенного оформления, которые были призваны наиболее полно и разумно учитывать специфику оформления выставочных грузов, и было принято решение об их утверждении полномочным органом. Однако, вследствие реорганизации и подчинения таможенного ведомства Минэкономразвития, работа не была доведена до конца. Полагаю, что и мы, выставочники, не были достаточно активны, не смогли четко и конкретно донести свои нужды и проблемы до ФТС России и Минэкономразвития.

Можно вспомнить, что упрощение порядка ввоза и оформления выставочных грузов предпринималось дважды: в приказе ГТК России 1276 от 29 ноября 2001 года и в приказе Минэкономразвития 121 от 3 мая 2006 года. К сожалению, эти документы не дают окончательного разрешения проблематики упрощения оформления именно выставочных грузов с учетом только им присущей специфики. А в силу того, что приказ ГТК России 1276 является подзаконным актом, рожденным еще на основе 14 статей старого Таможенного кодекса, полагаем, что сегодня его применение юридически некорректно. Современный же акт - приказ Минэкономразвития 121, к сожалению, не в полной мере решает наболевшие проблемы ввоза и оформления выставочных грузов. Поэтому РСВЯ обращается в ФТС России с просьбой о выработке специального нормативно-правового акта, который бы в полной мере разрешил проблематику ввоза и вывоза грузов. Мы считаем, что выставочные комплексы, работающие уже по нескольку десятилетий, достойны доверия и оформления своих нужд в законодательном порядке.

Если вернуться к регламентированной приказом 121 форме подачи сведений для выставочных грузов, то это требует практически полной переработки всего массива списков товаров, то есть тех списков, которые поступают нашим брокерам перед выставкой от иностранных участников. По трудоемкости процесс переработки полученных списков в предписанную приказом форму практически сравним с заполнением ГТД. При известном обилии номенклатуры товарных позиций и дефиците времени - грузы поступают за 2-3 дня до начала мероприятий, - использование предложенной приказом формы не приносит желаемого упрощения. Необходимо также рассмотреть проблему внутреннего таможенного транзита выставочных грузов. Она вообще выпала из поля зрения данного приказа, хотя по сути является основополагающим звеном в рамках разрешения всей процедуры упрощения оформления выставочных грузов. Здесь видится идеальным пропуск грузов через границу также по сформированным отправителем спискам выставочных товаров в виде описи, упаковочных листов и других подобных документов, которые в целом уже содержат сведения, требуемые приказом 121. Именно включение в основу процедуры оформления выставочных грузов указанных документов на всех этапах - от внутреннего таможенного транзита - ГТД - таможенного досмотра - обратного вывоза (реэкспорта) - позволит эффективно и удобно управлять этим процессом. Подобная практика имела распространение в последние годы на базе ряда крупнейших выставочных комплексов Москвы и Санкт-Петербурга. Нам, профессионалам, подобное взаимодействие таможенных органов и уполномоченных выставочных брокеров представляется удачным и оправданным. Хотелось бы подобный порядок оформления выставочных грузов положить в основу содержания будущих нормативных актов.

Журнал Таможня