Зачем нам Таможенный союз: плюсы и минусы интеграции
С 1 июля Казахстан стал жить в другом измерении. Таможенный союз, запущенный в формате Россия-Казахстан из-за неготовности Беларуси, стал реальностью.
Отныне все наши внешние границы за исключением российско-казахстанской стали внешними границами Таможенного союза.
Ни когда союз затевался, ни сейчас в Казахстане не смолкают споры вокруг нового образования. Предприниматели указывают на препоны, который Таможенный союз ставит на пути бизнеса. Усложнение процедур прохождения таможенного досмотра стало их основным аргументом.
По разумению бизнеса, это приведет к удорожанию импорта, что, в свою очередь, простимулирует удорожание продукции отечественной промышленности. В конечном счете, казахстанские предприниматели прогнозируют резкое удорожание товаров и услуг внутри Казахстана.
Как изменятся правила бизнеса для казахстанских предпринимателей и какие преимущества они получат? Эти вопросы волнуют сегодня многих, чьи доходы зависят от осуществления экспортно-импортных операций.
Упрощение процедур
Что касается ввоза в Казахстан товаров народного потребления физическими лицами, то здесь имеются некоторые послабления. Если раньше физическое лицо (челнок) мог беспошлинно ввезти товаров на общую сумму 1 тысячу долларов США, то теперь - на общую сумму 1,5 тысячи евро. Причем, вес беспошлинного ввоза товаров существенно изменился - с 2 тонн до 50 килограммов.
Ранее, что касается товаров народного потребления, действовал следующий порядок: физическое лицо могло ввозить до 2 тонн товара стоимостью до 10 тысяч долларов партия, по таможенному тарифу 0,6 евро за 1 килограмм.
Чтобы как-то оправдать Таможенный союз, министерство финансов устами своего главы Болата Жамишева утверждает, что от общего объема ввоза физическими лицами товаров объем ввезенного по этому режиму составил в 2009 году всего 2,7 процента. Но данное утверждение никак не вяжется с тем, о чем заявляют в Минфине. Если норма по льготному режиму сохранится, то начнет стремительно расти доля растаможки.
По полочкам
Хитрость как раз в том, что резко снизился вес ввозимого без пошлин товара. То есть предприниматель, который раньше мог ввезти 300-400 килограммов зубных щеток по цене 1000 долларов США, теперь будет вынужден заплатить за все, что свыше 50 килограммов единую ставку: 30 процентов от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса.
А о чем свидетельствует озвученная Минфином статистика по льготному режиму ввоза товаров предпринимателями? Если эта цифра на самом деле составляет всего 2,7 процента в 2009 году, значит, большая часть такого рода ввоза составила контрабанда.
Предпринимателям, конечно, проще заплатить таможенникам наличные деньги. Тем самым, они покупают не только упрощенный ввоз, но и молчание таможенников по поводу характера ввозимого товара. Именно таким образом в Казахстан ввозят оргтехнику как гвозди, дорогостоящую мебель как спички.
Спрос рождает предложение. Если таможенники готовы брать взятки за свою работу - это рождает спрос. Если предприниматели готовы дать взятку, чтобы таможенники не задавали много вопросов - это рождает предложение.
Болат Жамишев по факту признал коррупцию в таможенных органах. В случае, когда таможенники не берут взятки, предприниматели не могли бы их давать. Данный факт настолько очевиден, что не нуждается в дополнительной аргументации.
Нет выхода
Теперь, чтобы спокойно возить товары из третьих стран, предприниматели будут вынуждены создавать компанию или фирму. Согласно новым нормам, при декларировании в обязательном порядке должны представляться документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию, документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а также транспортные документы.
Все это и 14 типов документов без создания юридического лица просто не осилить. Очевидно, в плане совершенствования рынка и стремления его к цивилизации данные меры просто необходимы. До сего времени внешнеэкономической деятельностью занимались все кому не лень.
Обычно говорят, что из любой безвыходной ситуации обязательно есть выход. Отныне, чтобы провезти две тонны необходимого груза, нужно будет использовать как минимум 40 человек. Каждый из них сможет беспошлинно ввезти по 50 килограммов груза стоимостью до 1,5 тысячи евро. Но бизнес, можно предположить, таким хлопотным делом заморачиваться не будет.
Первый вариант. Один человек повезет две тонны груза, прихватив с собой еще 39 удостоверений личности. Так как одним этим документом таможенное оформление груза не ограничится, значит, нужно будет возить с собой чемодан документов.
Второй вариант. Предприниматель договаривается с таможенниками, и они, плюнув на формальности, оформляют все две тонны грузов как 50 килограммов.
И первый, и второй вариант слишком сложны с точки зрения технического исполнения. А самое главное, довольно рискованны для таможенников.
Контрабанды поток
Как в соседнем Узбекистане, новый порядок ввоза товаров стимулирует контрабанду. Предприниматели будут делать все от них зависящее, чтобы ввезти товары без таможенного оформления. Значит, таможня должна быть готова совместно с пограничниками взять под контроль контрабандные тропы. Насколько это возможно, сколько для этого нужно сил и технических средств - большой вопрос.
Причем, в процессе должны быть задействованы и налоговики. Именно они будут контролировать происхождение товара и его путь на казахстанском рынке. До настоящего времени происхождение товаров и его трансфер никем конкретно не отслеживался. В этом плане глобальный контроль за товаром - для казахстанских контролирующих органов дело, если и не новое, то весьма затруднительное.
Потоки контрабанды потекут из Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Причем, это произойдет в том случае, если казахстанские пограничники и таможенники смогут перекрыть контрабанду через казахстанско-китайскую границу.
Но может сложиться так, что поток контрабанды не будет перекрыт. В нем заинтересованы представители контролирующих органов на китайско-казахстанской границе. Именно контрабанда обеспечивает им безбедное существование, хорошие прибыли без налогов и, скажем больше, функционирование всей системы контроля на границе в целом. Так что, неизвестно, как будет функционировать система, если коррупция исчезнет.
Секрет полишинеля
Новые условия завоза плодоовощной продукции также вызывают множество вопросов. Не на каждый из них у казахстанских чиновников есть ответы.
Так, например, министр финансов РК утверждает, что новые правила, которые утвердили Россия, Казахстан и Беларусь намного проще и интереснее, чем существовали ранее. До Таможенного союза в Казахстан можно было ввозить по льготной схеме до 10 тонн свежих овощей. При этом совокупный таможенный платеж составлял до 13 процентов стоимости ввозимого товара.
Не секрет, что сразу же после того, как министр финансов сказал, что новые правила лучше старых, он добавил: "Кстати, у нас доля импорта овощей и фруктов, ввозимых по льготному режиму, стремительно сокращалась все эти годы".
Мы же со своей стороны добавим, что этот режим мог использоваться при отсутствии документов о происхождении товара. Это означает, что вакханалия, когда овощи ввозились без документов, исчезнет. Предпринимателям придется требовать документы на овощи в стране, где они приобрели плодоовощную продукцию.
Gazeta.kz 14.07.10