21.06.11

Законодательство Таможенного союза поощряет модернизацию производства

Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана пока развивается удачно. Но, чтобы не остаться "кооперативом технологически отсталых государств", альянсу необходимы инвестиции, импорт технологического оборудования для модернизации производственных активов и создание современных производств.

Ввозные пошлины в новом Едином таможенном тарифе ТС установлены лишь для небольшого количества товарных позиций, в которых классифицируется промышленное оборудование. И в целом в отношении ставок ввозных пошлин нынешнюю ситуацию для импортеров можно оценить достаточно позитивно.

Но тут есть и ложка дегтя. При импорте технологического оборудования следует уплатить и НДС. Установление его ставок, порядка и сроков уплаты отнесено к компетенции национального законодательства стран - участниц ТС. В России базовая ставка НДС - 18%, в Беларуси с 1 января 2010 года она увеличена до 20, а в Казахстане с начала 2009 года составляет лишь 12%.

Правда, НДС, уплаченный при таможенном оформлении, в принципе впоследствии может быть предъявлен импортером к вычету. Однако изначально все равно требует длительного отвлечения оборотных средств.

В России облегчить налоговую нагрузку отчасти позволяет постановление правительства РФ от 30.04.2009 г. N 372, коим утвержден перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в нашей стране и поэтому не подлежат обложению НДС при ввозе на ее территорию. У Казахстана тоже есть статья в Налоговом кодексе и изданное в ее развитие правительственное постановление, позволяющее при ввозе оборудования, включенного в соответствующий перечень, уплачивать НДС методом зачета. Фактически это освобождение от налога. Но в отличие от России в Казахстане товары, освобожденные от НДС, импортеры имеют право использовать только для собственных нужд. В законодательстве Беларуси нет подобных положений, однако издан декрет президента от 13.06.2001 N 16, позволяющий предоставлять рассрочку по уплате НДС сроком на год в отношении технологического оборудования и его запасных частей, если они ввозятся по нулевой ставке пошлины.

При ввозе технологического оборудования инвестор должен обратить внимание также на специальные льготы по уплате ввозной пошлины. В ТС эти льготы предоставляются на основании соглашения от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" и решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130. Так, допускается предоставление тарифных льгот при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал.

Но определение порядка предоставления такой льготы - уже прерогатива национальных законодательств. В России, например, импортеры уже практически перестали пользоваться ей из-за ужесточения порядка предоставления таможенными органами. Ранее возможность возврата обеспечения уплаты таможенных платежей регламентировалась максимально забюрократизированным документом ФТС России для служебного пользования и растягивалась на срок до года. Сейчас контроль правильности предоставления льгот отнесен на уровень региональных таможенных управлений, которые уполномочены отменять решения таможен о предоставлении льгот в порядке ведомственного контроля. Кроме того, из-за изменений в НК РФ и принятия постановления N 372 с 1 июля 2009 года при ввозе оборудования в уставный капитал были упразднены льготы по НДС. Учитывая, что ставка ввозной пошлины на большинство видов технологического оборудования давно обнулена, сейчас у инвесторов интерес к этой льготе отсутствует.

Однако не все так безнадежно. В Таможенном кодексе ТС появилась такая новелла: если раньше ограничения по пользованию и распоряжению товарами, ввезенными в уставный капитал, были бессрочными, то теперь обязанность по уплате платежей в отношении товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате, прекращается по истечении 5 лет со дня их выпуска, если национальным законодательством не предусмотрен иной срок. В Беларуси тоже есть льгота по уплате таможенных платежей при ввозе оборудования в уставный капитал. Она может применяться только при условии ведения производственной деятельности в сельской местности или в населенных пунктах численностью до 50 тыс. человек. Ограничения по распоряжению и пользованию такими товарами действуют в течение 3 лет с момента таможенного оформления.

В Казахстане была своя льгота, которой до 1 июля 2010 года инвесторы могли пользоваться при ввозе оборудования. Сегодня она работает уже в масштабе всего ТС. Пунктом 7.1.11 решения КТС N 130 предусматривается освобождение от ввозной пошлины технологического оборудования, комплектующих и запчастей, а также материалов, ввозимых для реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности государства - участника ТС.

Эта льгота является новеллой в тарифном регулирования и, безусловно, выглядит весьма привлекательно. Неудивительно, что ее практическое применение очень интересует сегодня тех, кто инвестирует в производственные активы.

Российская газета