Центр поддержки экспорта поможет найти иностранных партнёров
Ещё 5-10 лет назад сотрудничество с иностранными компаниями было доступно только крупным игрокам российского рынка, но сегодня такая возможность есть и у людей без больших капиталов. При этом выезжать им за пределы своего региона для заключения контракта необязательно.
Центр поддержки экспорта Камчатского края уже третий год работает с представителями малого и среднего бизнеса полуострова, в том числе и по вопросам поиска иностранных партнёров. Чем камчатские бизнесмены могут быть интересны своим зарубежным коллегам, рассказала заместитель директора «КВЦ-ИНВЕСТ», руководитель Центра Татьяна Ломова.
Визитка Камчатки
– Выход на внешние рынки – закономерный шаг для развития предпринимательской деятельности. При этом важна каждая мелочь: от деловой переписки с сервисными партнёрами до дизайна упаковки. Это ежедневная кропотливая работа, но результат того стоит. И в 2020 году первым предпринимателям полуострова это удалось. Они начали экспорт миниатюр на камчатскую тематику из стекла, современной и стильной одежды Kamchatka Terra Incognita, БАД из жира дикого лосося, иван-чая и сувенирной продукции из дерева.
– Татьяна Владимировна, расскажите подробнее об основных задачах Центра.
– Мы предлагаем целый комплекс услуг для предпринимателей, задумавшихся о расширении бизнеса. Всю нашу работу условно можно разделить на два направления: организация деловых мероприятий и консультационно-информационная деятельность. Пандемия коронавируса, конечно, внесла свои коррективы, но в «доковидной» жизни мы активно организовывали участие камчатских предпринимателей в российских и международных выставках, принимали делегации бизнесменов из-за рубежа, устраивали бизнес-миссии, потому что лучший способ показать Камчатку – пригласить потенциальных покупателей товаров и услуг в гости. Сейчас делаем то же самое, но больше в формате онлайн. И именно тогда, когда весь мир ушёл в онлайн, у нас появилась возможность активно развивать ещё одну нашу услугу – поиск иностранных партнёров.
– И как вам это удаётся?
– У нас уже есть реальные кейсы взаимодействия между камчатскими предпринимателями и их зарубежными коллегами, которых они нашли с нашей помощью. Камчатку знают во всем мире как край с уникальными возможностями для развития туризма, но не только эту сферу услуг можно и нужно продвигать на международные рынки. Большие ставки мы делаем на пищевую промышленность, ведь здесь нашим предпринимателям помогает сама природа. Продукция из гидробионтов, рыбы, собранные вручную дикоросы, уникальная по своим свойствам питьевая вода – это то, чем славится наш полуостров, и этим точно можно заинтересовать даже самых искушённых зарубежных партнёров.
– Принято считать, что иностранный рынок – только для представителей крупного бизнеса. Получается, что и у небольших предпринимателей из такого удалённого региона сегодня есть возможность заявить о себе в мире?
– В этом и заключается главное заблуждение многих предпринимателей «среднего звена»: они думают, что внешние рынки – не для них. Но сегодня всё гораздо проще, и можно договориться об экспорте своих товаров или услуг, даже не выезжая за пределы полуострова. Конечно, я не могу сказать, что это происходит по щелчку пальцев, потому что необходимо адаптировать продукцию под внешний рынок, возможно, провести дополнительную сертификацию, сформировать интересное коммерческое предложение, но сегодня это более чем реально, даже для субъектов малого и среднего бизнеса. И мы готовы активно помогать в этом нашим предпринимателям, находящимся в Едином реестре субъектов МСП.
Помощь рядом
– Расскажите об успешных примерах взаимодействия камчатского бизнеса с зарубежными партнёрами.
– В 2020 году центр искал для камчатских компаний рыбодобывающей, пищевой и туристической отраслей партнёров в Китае и Республике Корея. Сами предприниматели представили свою пищевую продукцию на 29-й международной выставке продуктов питания «WorldFood Moscow 2020». Всего же в прошлом году камчатскими предпринимателями заключено 18 контрактов при поддержке Центра. Странами для экспорта стали США, Канада, Норвегия, Оман, Финляндия, Великобритания, Франция, Австрия, Китай, Беларусь, Украина, Казахстан.
Вообще, законы рынка таковы, что без чёткого осознания своих конкурентных преимуществ невозможно находиться в топе. На Камчатке почти во всех отраслях не очень высокая конкуренция, но, если выходить за пределы региона, нужно понимать, чем привлечь и удержать потребителя. И, в том числе, именно поэтому мы делаем ставку на возможности пищевой промышленности, в частности, рыбной. Крупные игроки рынка уже давно экспортируют за рубеж, но это вполне по силам малому и среднему бизнесу. Мы ищем таких амбициозных людей, мы готовы им помогать, тем более что сегодня ситуация с коронавирусом значительно поменяла расстановку сил. Экспортировать рыбу с Дальнего Востока можно не только в привычную нам Азию, но и в Европу. На этих нишах пока есть свободные места, и у камчатских предпринимателей есть все шансы их занять.
– Татьяна Владимировна, как пошагово выстроена работа сотрудников Центра по поиску иностранных партнёров?
– К нам обращается предприниматель, мы внимательно изучаем его запросы, продукцию, товары или услуги, анализируем возможности, определяем рынок будущего экспорта (страну), а после готовим коммерческое предложение. Далее начинается работа по поиску иностранных партнёров, после – общая встреча посредством ВКС сотрудников Центра и бизнесменов с обеих сторон. Все детали они уже обсуждают без нас, мы присутствуем только на заключении контракта, но, безусловно, постоянно находимся на связи с предпринимателями. Таким образом, сотрудники Центра буквально ведут за руку представителей малого и среднего бизнеса Камчатки, многие из которых до этого и не задумывались о возможности выхода на экспорт.
– Вы сказали, что Центр также организовывает бизнес-миссии. Что это такое?
– Бизнес-миссии – это очные встречи потенциальных инвесторов с предпринимателями. Мы формируем делегации из возможных иностранных партнёров и приглашаем их на Камчатку. Так у бизнесменов полуострова появляется возможность лично пообщаться с ними, презентовать себя и свою продукцию. В этом году мы ждём на бизнес-миссии коллег из Белоруссии и Казахстана.
Отличная команда
Коллектив Центра поддержки экспорта региона – всего четыре человека, но, как признаётся руководитель организации Татьяна Ломова, каждый из них – абсолютно универсальный сотрудник, которому под силу любая задача.
Антон Кушнарёв – заместитель руководителя Центра, сертифицированный тренер школы экспорта «РЭЦ». Его главная задача – подготовка, организация и проведение конкурса «Экспортёр года», семинаров для предпринимателей. Также он занимается подготовкой нормативной и отчётной документации. И это только небольшая часть айсберга задач.
Алексей Машеницкий – аккредитованный тренер по электронной коммерции. Он занимается популяризацией работы Центра, продвижением экспортёров на электронные площадки и услуг организации в медиа-пространстве.
Главная задача Ирины Котиковой – организация электронных выставок, работа с туристическими компаниями в продвижении их услуг. Кроме того, она отрабатывает всю входящую документацию и ведёт деловые переписки с партнёрами и заявителями Центра.
– Для меня главное, что наша небольшая команда – полностью универсальна. Если один уходит в отпуск, другой без труда подхватывает его дела, – говорит Татьяна Владимировна. – И с поиском иностранных партнёров каждый из них справляется на «отлично», поэтому мы с удовольствием ждём наших заявителей для расширения границ их предпринимательских возможностей.