26.12.07

Золотые пробки

Росбалт.RU.

Приграничные новогодние пробки стали уже печальной традицией. Нынешний год — не исключение. Пробки на границах России с Евросоюзом считаются одними из самых «дорогих» в мире, причем платят все — продавцы, покупатели и государства. Убытки от простоя только на границе Финляндии с Россией, по всей цепочке прохождения товара, оцениваются в $9 млрд ежегодно.

К российской границе ведет добротная и качественная финская трасса. Километров за 30 до погранперехода по обочине начинают выстраиваться колонны грузовиков. Сначала это цепочки в несколько десятков машин, с небольшими разрывами. Чем ближе к пункту пропуска, тем больше грузовиков. Наконец, они сливаются в сплошную бесконечную очередь. И стоят сутками. Поспать водители толком не могут, прихваченная с собой еда заканчивается.

Еще в субботу, 22 декабря, очередь из грузовиков к границе с Россией по протянулась на 60 км по территории Финляндии. Местные радиостанции каждые полчаса сообщали о ситуации. А правительство заявило о намерении построить платную стоянку на 500 фур, чтобы они не мешали ездить по дорогам. Ситуация разрешилась только в канун католического Рождества. Финны ушли на каникулы и на несколько дней перестали отгружать товары — не пополняющаяся новыми фурами очередь постепенно исчезла.

Сложнее складывается обстановка на латвийской границе. В направлении печально знаменитых «Бурачков» ждут своей очереди около 1000 фур. Погранпереход с российской стороны рассчитан на пропуск всего 300 грузовиков, поэтому в Латвии почти всегда стоит очередь. Это государство тоже собирается строить платную стоянку, чтобы не загромождать дороги в Лудзинском районе.

Российские таможенники объясняют наличие пробок тем, что перед новогодними праздниками товарооборот увеличивается, хотя информация о приграничных заторах поступает не только в это время. Простои напрямую отражаются на стоимости товаров. Бизнесмены уже давно подвели нехитрую арифметику своих убытков. «Сутки стояния в очереди стоят 300 евро, плюс упущенная выгода примерно в 800-900 евро», — говорит заместитель руководителя Северо-Западного филиала ассоциации международных перевозчиков России Константин Шаршаков. Кроме того, от простоя теряет и российское государство. По словам Шаршакова, «убыток от недоплаченных налогов составляет от 200 до 300 евро с каждой фуры».

Подсчитали убытки по всей цепочке прохождения товара и в Торгово-промышленной палате Финляндии: отправители, получатели и конечные потребители грузов теряют около $9 млрд в год. Получается, что на границе с Россией стоит самая дорогая пробка в мире, причем платят за нее все — продавцы, покупатели и государство. Если фины и латыши реализуют планы по строительству стоянок и будут взимать плату с грузоперевозчиков, то убытки от простоев будут еще больше.

К возросшему потоку грузов в Россию европейские пограничные и таможенные службы подготовились заранее. Финам потребовалось полтора года, чтобы увеличить пропускную способность переходов Нуямаа и Ваалимаа. Норматив для пропуска фур через таможни стран ЕС составляет 2-3 минуты. Их российским коллегам на эту же процедуру отведено 20 минут. Для проверки используются различные технические устройства, позволяющие выявить контрабанду. Поэтому нарушителей выявляют быстро и разбираются с ними отдельно. Латыши тоже провели необходимые работы в Терехово и могут полноценно пропускать поток грузовиков.

Россия же, по утверждению перевозчиков, уже 2 года не может справиться с ситуацией. «Нужно было начинать реконструкцию погранпереходов 2-3 года назад, когда начинались проблемы, но у наших заинтересованных ведомств пока есть только проекты реконструкции существующих пограничных пунктов», — говорит Шаршаков.

Однако можно сократить заторы и при помощи превентивных мер. Внутри страны работает 1,5 тыс. таможен, на них можно оформлять приходящие грузы. И таким образом заметно сократить очереди. Но в России не желают расставаться с многочисленными бюрократическими процедурами и предпочитают разбираться со всеми прямо на границе.

Можно также установить достаточное количество рентгеновских установок, закупить индивидуальные досмотровые комплексы. Кроме того, на российской границе трудятся представители шести контролирующих ведомств, и, несмотря на то, что год назад было распоряжение оставить на границе только таможенников и пограничников, никто оттуда не ушел до сих пор. Поэтому и образуются на сопредельных территориях многокилометровые пробки. Для того, чтобы их ликвидировать, нужно лишь перестроить погранпереходы с российской стороны и сократить количество контролеров. Ведь дело, как известно, не в количестве проверяющих, а в их качестве.

Сергей Ковальченко