27.03.24

Алко-маркер: зачем продлили эксперимент по маркировке импортного спиртного

Эксперимент по маркировке импортного алкоголя федеральными спецмарками продлили на два года. Раньше продукцию помечали на заводах-изготовителях и складах за пределами РФ. Власти продолжают изучать возможности переноса этого процесса в Россию. Выгодно ли маркировать импортный алкоголь на отечественных таможенных складах — в материале «Известий».

Долгосрочный подход

В России на два года продлили эксперимент по маркировке импортного алкоголя федеральными спецмарками. Соответствующий закон подписал президент РФ Владимир Путин. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Эксперимент стартовал 1 июня 2022 года. Сперва он проводился лишь в Калининградской области. Позже в перечень вошли Москва, Санкт-Петербург, Московская, Брянская, Владимирская, Ленинградская, Псковская и Смоленская области, Краснодарский край и Татарстан. В эксперименте участвуют 16 таможенных складов, 13 складов временного хранения, а также 97 организаций — импортеров алкогольной продукции.

Целями пилота являются тестирование возможности нанесения федеральных специальных марок (ФСМ) на алкогольную продукцию на таможенных складах (необходимо для снижения нелегального оборота алкоголя в РФ), организация эффективного взаимодействия участников рынка и контролирующих органов, а также анализ целесообразности введения такой маркировки на территории России.

По планам властей завершиться эксперимент должен был 31 мая 2024 года. Новый закон продляет его действие до 31 мая 2026 года.

В пояснительной записке к документу отмечается, что с началом эксперимента наблюдается тенденция к увеличению числа его участников и расширению территории проведения. Это, по мнению авторов инициативы, указывает на успех его реализации.

Неизбежная мера

Необходимость эксперимента по маркировке импортных спиртных напитков федеральными спецмарками назрела объективно, полагает руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области, член генсовета «Деловой России» Александр Хаминский. Раньше процесс осуществлялся или непосредственно на площадках производителя, или на консигнационных складах и не создавал затруднений, указывает он. Но в марте 2022 года ситуация стала иной.

— Во-первых, почти полностью изменилась логистика поставок из Евросоюза. Во-вторых, глобальные компании, торгующие крепким алкоголем, покинули Россию. Традиционно используемые склады, расположенные на территории Латвии и Литвы, практически прекратили оказывать услуги отечественным импортерам, — объясняет эксперт.

Разрешение ввоза на территорию страны немаркированного алкоголя при условии его оклейки внутри РФ, по мнению Хаминского, стало единственно верным решением в этих условиях. Это позволило стабилизировать поставки алкогольной продукции. В частности, в первом полугодии 2022 года объем импорта спиртного упал на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Благодаря старту эксперимента к декабрю того же года удалось выйти на прошлогодние показатели.

А 2023 год и вовсе оказался стабильным для импортеров спиртного, несмотря на курсы валют, подчеркивает собеседник «Известий». Поставки крепкого алкоголя, по его словам, выросли сразу на 7%. Динамика ввоза вина при этом оказалась на уровне 1%, что эксперт также считает положительным результатом.

Эксперимент по маркировке иностранного алкоголя спецмарками внутри РФ можно назвать успешным, убеждена кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Анна Цветкова. И дело не только в снижении санкционного эффекта. Немаловажно, что эксперимент стимулировал создание новых рабочих мест.

— Инициатива и исполнение находятся в руках российских компаний. Это, безусловно, крайне положительный момент для экономики и развития отрасли, — уверена эксперт.

Позитивно новость о продолжении эксперимента оценивают и в Ассоциации компаний розничной торговли. Важным промежуточным результатом, по словам председателя президиума АКОРТ Игоря Караваева, стало появление альтернативы для импортеров, поскольку теперь они могут нанести ФСМ как на зарубежных складах, так и внутри страны в разных регионах.

А вот на стоимости продукции перенос маркировки в Россию никак не сказался, поскольку процедура и раньше была обязательной.

— На текущий момент с точки зрения формирования розничной стоимости продукта нет критической разницы, где наносится специальная марка — на линии розлива производителя, на специализированном предприятии для маркировки ФСМ или на российских таможенных складах в рамках пилотного проекта, — считает Караваев.

В будущем, к слову, процесс маркировки хотят локализовать полностью. На прошлой неделе глава Минфина Антон Силуанов предложил подготовить законопроект о запрете маркировки импортного алкоголя за рубежом. Весь процесс, по его мнению, стоит перенести в Россию. Похожей позиции придерживается и Федеральная таможенная служба.

Однако парламентарии переходить от пилота к полноценному процессу не спешат. Продление эксперимента может объясняться геополитическими причинами, считает директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз.

— Да, посыл у инициативы по запрету маркировки за рубежом правильный. Надо поддержать в этом Силуанова и Федеральную таможенную службу (ФТС), но сделать это аккуратно. Два года, видимо, — это тот самый переходный срок, за который могут как-то измениться отношения с Европой, — считает эксперт.

Великий транзит

Несмотря на санкции, ассортимент алкогольных полок в России практически не изменился, напоминает Дробиз. Однако лидерами по объемам поставок отдельных позиций в колоссальных объемах стали страны Балтии.

— Прибалтика используется сегодня не только для оклейки, но и для транзита. Боящиеся санкций компании отправляют туда продукцию для переоформления документов, — указывает эксперт. В результате по бумагам такой алкоголь превращается в литовский или латвийский и уже в таком виде ввозится в РФ.

Это мнение подтверждает статистика. Из данных «РИА Новости» следует, что Латвия в 2023 году отгрузила в Россию виски на рекордные $251,2 млн, втрое обогнав по этому показателю остальных поставщиков. На республику пришлось 73% всего объема в денежном выражении.

На втором месте оказалась Литва, отгрузившая виски на $39 млн. Страна стала лидером по увеличению поставок, нарастив импорт по сравнению с 2022 годом сразу в четыре раза.

Далеко не каждая страна может стать транзитным пунктом в алкогольном импорте, полагает Дробиз. Через Китай, например, европейское спиртное ввозить в Россию будет слишком дорого из-за сложной логистики.

Опасный близнец

Эксперимент по нанесению ФСМ на российских складах, по мнению Игоря Караваева, полностью выполняет задачу по контролю ввода в оборот импортных алкогольных товаров и отслеживанию их перемещения на территории РФ.

— При этом механизм не снижает контроль и эффективность пресечения рисков распространения контрафактной и фальсифицированной продукции, — подчеркивает он.

Однако полностью риски ввоза в страну контрафакта под видом легальной и качественной продукции наклеивание ФСМ не убирает, предупреждает Александр Хаминский. Правда, прибалтийские партнеры РФ, через чьи склады проходило импортируемое спиртное, по его словам, «и раньше не отличались щепетильностью».

Строго говоря, сама по себе маркировка не является частью борьбы с фальсификатом, напоминает Вадим Дробиз.

— Марка свидетельствует о легальности продукции, показывает, что с нее уплачены акциз и прочие налоги. Никакого отношения к качеству продукции маркировка не имеет. Но если продукт легальный, уже есть шансы, что он нормальный, — считает эксперт.

За качеством же продукции следят ФТС и Роскачество, проводя проверки при регистрации поставок. И для борьбы с контрафактом и фальсификатом внимание регуляторов должно быть еще более пристальным, полагает Хаминский.

— Решением проблемы может стать жесткий контроль со стороны государства за всеми этапами исполнения внешнеторговых контрактов на поставку алкогольной продукции, — убежден он.

Известия