29.08.17

Для таможни ЦЭДы не должны стать самоцелью

Юрий КОВАЛЕВ,заместитель руководителя рабочей группы АНО АСИ по мониторингу дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования»

В комплексной программе развития ФТС России до 2020 года, а также в проекте плана дополнительных мероприятий для включения в дорожную карту «Совершенствование таможенного администрирования» есть раздел «Совершенствование таможенного администрирования за счет концентрации декларирования товаров на таможенных постах - Центрах электронного декларирования (ЦЭД)».

В нем на 2020 год установлен некий целевой показатель, который предполагает, что на этот момент именно в ЦЭДах должно будет регистрироваться 95% деклараций. Следующий документ, давший обильную пищу для размышления, это письмо ФТС России, которым начальникам региональных управлений дано поручение в установленный срок подготовить предложения по концентрации таможенного оформления все в тех же ЦЭДах.

Как следует из письма, на всю страну таких специализированных таможенных органов должно быть всего 17. ФТС России предполагает, что по одному ЦЭДу будет функционировать в столицах Северо-Кавказского, Приволжского, Сибирского и Уральского федеральных округов, по два - в Южном, Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах. Один ЦЭД будет оформлять товары, перемещаемые морским транспортом, другой – сухопутным. Больше всего таких постов – четыре – создадут в Центральном федеральном округе. К ним следует добавить еще два четко специализированных центра: первый будет осуществлять электронное декларирование перемещаемых через границу акцизных товаров, второй – различного рода энергоносителей.

На первый взгляд в такого рода территориальном распределении ЦЭДов нет ничего плохого. Тем более что сам бизнес давно и настойчиво ратует за минимизацию контактов декларанта и должностных лиц таможенных органов, об этом же говорят и в высоких кабинетах. Правда, нужно все-таки понять и четко определить, что же на самом деле означает эта пресловутая «минимизация контактов» указанных персоналий?

Как мне кажется, в первую очередь это означает, что декларант и инспектор таможни в процессе таможенного оформления не общаются друг с другом. В этом просто нет необходимости, так как в новых реалиях, в том числе и после вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), которое должно произойти 1 января 2018 года, у декларанта не должно будет возникать обязанности представлять таможенному органу какие-либо документы в бумажном виде.

Без бумаги

Как предполагается, вскоре весь таможенный процесс станет осуществляться исключительно в электронном формате. На мой взгляд, для обеспечения заявленной минимизации контактов ФТС России необходимо устранить все имеющие сейчас место причины и поводы для общения участников таможенного оформления в ходе его осуществления; создать и ввести электронные сервисы для взаимодействия как в процессе таможенного оформления, так и вне его (возврат излишне уплаченных таможенных платежей и т. п.). Только после реализации перечисленного выше можно будет действительно усложнить доступ декларантов к должностным лицам, то есть перевести оформление в ЦЭДы, что обеспечит снижение коррупционных рисков.

Напомню, что сейчас в системе ФТС России функционирует более 500 таможенных постов, имеющих право принимать декларации на товары (ДТ). Расположены они по всей территории нашей необъятной страны, причем далеко не равномерно. В городах, особенно крупных, где деловая активность выше, – их, естественно, больше, и наоборот.

Теперь рассмотрим, чем для участников ВЭД и для всей системы таможенного администрирования обернется намеченная концентрация оформления в ЦЭДах? Минусы для бизнеса вижу в следующем: прежде всего произойдет радикальное изменение структуры таможенных органов, так как 500 работающих сейчас постов спрессуют в 17 ЦЭДов. Это будет во всех отношениях достаточно болезненный процесс.

Как говорит восточная пословица, «Самое страшное проклятие – жить в эпоху перемен». В нашем случае в разы возрастет опасность, что начальник поста или инспектор, попавший под сокращение и знающий, что ему осталось работать месяц-другой, меньше всего будет задумываться о соблюдении законности при принятии решения. Трудно будет устоять от соблазна обеспечить себе напоследок пусть не «золотой», но уж и не холщовый парашют.

Во-вторых, риски вижу в том, что столь значительная реформа автоматически снизит внимание ФТС России к введению других прогрессивных изменений. Все еще хорошо помнят, с какой помпой в свое время служба отчитывалась о ходе реализации Концепции переноса таможенного оформления ближе к границе. Правда, на сегодня от нее уже открестились даже самые рьяные поборники. Вот только за время ее осуществления дров наломать успели не мало.

Третье и самое главное: если ЦЭД будет расположен в столице федерального округа, то участникам ВЭД придется постоянно ездить туда для представления документов в бумажном виде, которые по-прежнему нужны как минимум в 20-30% случаев (в рамках СУР и т. д.). Также логично предположить, что вслед за ЦЭДами в главные города регионов переедут и функциональные подразделения таможен, а там до сих пор зачастую вообще не слышали про наличие безбумажного документооборота. Соответственно, все перечисленное повлечет за собой дополнительные расходы, в том числе на доставку документов и командировки.

Едем мы друзья…

Может, внутри МКАД об этом не знают, но из Астрахани (крупный порт, более 18 000 ДТ в 2016 году) в Новороссийск (где, вероятно, будет морской ЦЭД), входящих в зону ответственности Южного таможенного управления (ЮТУ), ехать на поезде – 30 часов; лететь на самолете через Москву – 10 часов, ехать на автомобиле – 13 часов (970 км). Дорога из Волгограда (крупный промышленный центр, 5000 ДТ в 2016 году) в Ростов-на-Дону (где, вероятно, разместят сухопутный ЦЭД ЮТУ) на поезде займет 12 часов; на самолете через Москву – 7 часов, на автомобиле – тоже 7 часов (470 км).

Аналогичная ситуация будет и в других региональных управлениях: из Дербента (пункт пропуска на границе России и Азербайджана, 7000 ДТ в 2016 году) в Минеральные Воды (где, вероятно, будет сухопутный ЦЭД Северо-Кавказского ТУ) добираться на поезде – 14 часов; на самолете через Махачкалу – 5 часов, на автомобиле – тоже 8 часов (580 км).

В рамках Приволжского ТУ: доехать из Уфы (столица Башкирии, 22 300 ДТ в 2016 году) в Нижний Новгород (где, вероятно, будет ЦЭД ПТУ) на поезде можно за 23 часа; долететь на самолете через Москву – за 8 часов, доехать на автомобиле – за 13 часов (925 км).

Из Магнитогорска (маршрут Шелкового Пути Китай-Казахстан-Европа, 25 000 ДТ в 2016 году) в Екатеринбург (где, вероятно, будет ЦЭД Уральского ТУ) ехать на поезде – 15 часов; на самолете вовсе не долететь, путь на автомобиле займет 7,5 часа (510 км).

Сибиряков ждет перспектива тратить по двое суток в один конец, чтобы привезти бумаги из Забайкальска (единственный ж/д переход Китай-Россия, 13 700 ДТ в 2016 году) в Новосибирска(где, вероятно, будет ЦЭД СТУ). Столько же времени займет дорога на автомобиле (3300 км), а долететь на самолете можно вообще только через Китай.

У себя на Северо-Западе в ряде случаев мы отделаемся просто испугом: из Себежа (трасса Рига-Москва, 10 000 ДТ в Себеже) в Санкт-Петербург (где, вероятно, будет сухопутный ЦЭД СЗТУ) ехать на поезде – 10,5 часа; на автомобиле – 7 часов (470 км), а вот долететь можно только через Ригу. Правда, есть на территории нашего округа Воркута, Сыктывкар, Череповец и т. д. Уверен, что в новых условиях найдется мало тех, кто позавидует работающим там участникам ВЭД.

Наверное, в ЦТУ, где у всех регионов округа с Москвой есть прямое сообщение, это будет не так актуально, но вот другие регионы страны точно окажутся отрезанными от мест деловой активности.

Предвижу, что приведенный выше расклад вызовет возражение – как же так, ведь у нас же есть и будет электронное декларирование? Ответ очевиден – встаньте у любого таможенного поста и посмотрите, что там происходит.

Кто все эти люди, которые, как на работу, в течение всего рабочего дня толпами приходят сюда с пачками документов. Интересно, почему же они не пользуются электронными сервисами, о запуске которых ФТС России постоянно сообщает и при этом пытается убедить бизнес, что на ЦЭДы сейчас никто не ходит?

Риск неуместен

Все очень просто: сегодня участники ВЭД подают на оформление в центры только то, что безусловно не потребует от них личного присутствия (нерисковые поставки, экспорт и т. д.). Все остальное подается только на обычные таможенные посты. Подтверждением этому служит тот факт, что ФТС России сама в своей Комплексной программе открыто признает и указывает на недостаточность электронных сервисов, исключающих бумажный документооборот.

При этом программа предполагает внедрение ряда электронных сервисов, таких как:

- реализация возможности получения разрешения на переработку товаров на таможенной территории в электронной форме;

- обеспечение возможности подачи заявления о выпуске товаров до подачи декларации в электронной форме;

- обеспечение возможности включения в реестр лиц, осуществляющих деятельность в электронной форме.

Однако это далеко не все, что службе в самое ближайшее время необходимо реализовать, чтобы у участника ВЭД отпала необходимость появляться в месте оформления. Для этого необходимо подготовить правовую базу, позволяющую отказаться от использования бумажных документов. Как известно, сейчас зачастую нельзя применять электронный сервис по обмену документами, поскольку в законодательстве прямо прописано использование бумажной формы того или иного документа.

Кроме того, необходимо разработать и внедрить сопутствующие электронные сервисы. Ведь сегодня они больше нигде не работают, кроме как в процессах оформления ДТ или транзитных деклараций, а также при использовании личного кабинета и банковских гарантий. При этом стоит напомнить основные таможенные операции, до сих пор не охваченные электронными сервисами:

- все операции, связанные с возвратом и зачетом таможенных платежей;

- оформление поручений на погрузку в портах при экспорте;

- подача бумажных копий документов к электронной (!) транзитной декларации;

- закрытие процедуры электронного транзита товаров, доставляемых ж/д транспортом;

- отзыв ДТ;

- контроль за делящимися радиоактивными материалами;

- производство по делам об административных правонарушениях;

- ускоренное обжалование действий таможенных органов;

- оформление гарантийных сертификатов и использование средств по предварительной декларации для обеспечения доставки;

- подача лицензий в ОТО и ЭК, списание квот и т. п.;

- ознакомление с результатами экспертиз, ходатайства по дополнительным вопросам эксперту;

- подача заявлений на открытие и продление таможенных процедур временного ввоза;

- оформление многооборотной тары;

- оформление ПСМ, ПТС;

- иные ходатайства и обращения.

Это далеко не полный перечень, а учитывая стандартный срок рассмотрения обращения в 1 месяц – можно откинуть встречные тезисы о пересылке обращений почтой.

Нужна новая модель

Чтобы изменить столь печальную картину, на мой взгляд, необходимо внедрить так называемую сетевую модель таможенных органов, когда за решение ЦЭДа может ответить таможня, расположенная в месте нахождения декларанта. На нее же можно будет подать иск в местный суд, она же сможет принять все документы и провести административное производство.

Какие минусы для государства, как мне представляется, заключаются в ускоренной концентрации таможенного декларирования в ЦЭДах? Для начала немного математики. Сейчас в год ФТС России оформляет порядка 4 млн ДТ. Из них под автовыпуск при экспорте попадает не более 7% (примерно 100 тыс. ДТ), то есть оставшиеся 3,9 млн должны быть оформлены инспекторами отделов таможенного оформления и таможенного контроля. Исходя из сменной работы и разумного объема нагрузки на инспектора по 10 ДТ в день, получается, что уже сейчас ФТС России необходимо собрать в действующие ЦЭДы 2100-2200 инспекторов.

К безусловным минусам можно в первую очередь отнести весьма высокие издержки, которые потребуются на строительство и оснащение ЦЭДов, а самое главное - на проведение организационно-штатных мероприятий. Ведь если из региональных таможен в ЦЭДы придется переводить порядка 2000 таможенных инспекторов, то вместе с ними туда же должны будут перейти примерно столько же сотрудников соответствующих функциональных отделов. В новых условиях таможням, где больше не будет производиться таможенное декларирование, уже не нужны отделы происхождения товаров и товарной номенклатуры, контроля таможенной стоимости и т. д.

Получается, что их сотрудников в регионах придется сократить, выплатить им пособия, а в городах, где создаются ЦЭДы, – набрать. При таком раскладе в местах концентрации таможенного декларирования неизбежно возникнет дефицит профессиональных таможенных кадров. Массовое увольнение персонала в итоге обязательно принесет ФТС России серьезные репутационные потери.

В регионах, где они пройдут, на этом фоне, скорее всего, возникнет серьезная социальная напряженность. Ведь не секрет, что на периферии, где зарплата сотрудника таможни сравнима со средней по отрасли, проблема коррупционных проявлений сегодня менее актуальна, чем в крупных городах.

Исходя из сказанного выше, хочется призвать ФТС России, прежде чем начинать концентрацию таможенного оформления в ЦЭДах, изначально создать для реализации данной идеи соответствующие условия - и готовить их нужно уже сейчас, а не в конце 2019 года. На мой взгляд, в ближайшее время необходимо в разы повысить процент авторегистрации и автовыпуска ДТ, а также перевести на безбумажные технологии все ключевые формы взаимодействия. Только после этого стоит загонять всех участников таможенных правоотношений в счастливое и светлое будущее.

Журнал "Таможенные новости"