Импорт подержанных автомобилей в первом полугодии
Иностранные автопроизводители не справляются со спросом на автомобили. Из-за дефицита импорт подержанных машин растет теми же темпами, что и новых автомобилей. У лидеров продаж подержанных — Toyota, Nissan, Honda и Mazda — импорт подержанных автомобилей практически равен объему ввоза новых. На бизнес самих японцев это никак не влияет, зато отнимает долю у бюджетных брендов и АвтоВАЗа.
Как посчитали в Национальном агентстве промышленной информации (НАПИ), за шесть первых месяцев этого года было ввезено почти 339 тыс. подержанных автомобилей, что на 43% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Импорт подержанных авто растет практически теми же темпами, что и продажи новых: по данным Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), продажи новых иномарок выросли в первом полугодии на 47% (всего — 1,058 млн шт.). Доля подержанных автомобилей в структуре импорта практически не изменилась по сравнению с прошлым годом: 33,3% против 33,9% в прошлом году. Как считают в НАПИ, причины роста — дефицит на рынке новых иномарок и повышение цен на отечественные автомобили.
В пятерку лидеров рынка подержанных автомобилей вошли только японские бренды: Toyota, Nissan, Honda, Mazda и Mitsubishi. У четырех из пяти импорт подержанных практически равен импорту новых: 53% от общего объема импорта у Toyota, 54% — у Mazda, 49% — у Honda и 46% — у Nissan. Только у Mitsubishi подержанные автомобили составляют лишь треть от всего объема импорта. (Объемы импорта новых автомобилей, которые дает НАПИ со ссылкой на таможню, не совпадают с итогами продаж, которые публикует АЕБ, так как продажи запаздывают за импортом).
Как считают в НАПИ, наибольшей популярностью среди подержанных пользуются автомобили не старше трех лет. Их доля в первом полугодии составила 47,5% и немного подросла (в 2007 году — 40,5%). Правда, у аналитического агентства «Автостат» другая версия: наиболее популярны автомобили от пяти до шести лет с правым рулем, большая часть которых и остается в восточных регионах России. Наиболее популярные модели: Toyota Corolla, Mazda Demio и Nissan Sunny. Из неяпонских брендов в импорте подержанных автомобилей хорошие позиции у Hyundai и Ford.
По итогам года импорт подержанных легковушек дойдет до 680 тыс., считают в НАПИ. Это на 58% больше, чем в прошлом году (тогда рост составил 57,1%). Как полагают в НАПИ, в ближайшие два года рост импорта подержанных машин продолжится теми же темпами. Изменить ситуацию может повышение ввозных пошлин на автомобили старше трех-пяти лет, изменение ставок транспортного налога и ОСАГО для подержанных автомобилей.
По словам PR-менеджера «Ниссан Мотор Рус» Татьяны Натаровой, импорт подержанных автомобилей не влияет на бизнес автопроизводителя: разница в цене между новыми и подержанными исключает конкуренцию. Впрочем, по словам руководителя проекта Auto-Dealer.ru Олега Дацкива, в качестве подержанных ввозят также автомобили, еще не продающиеся в России или дефицитные. В частности, с помощью «серых» поставок был в значительной степени удовлетворен спрос в России на Infiniti и на Hummer H2 еще до того, как начались официальные продажи.
Г-н Дацкив отмечает, что подержанные Toyota конкурируют с бюджетными иномарками вроде Renault Logan, а также с «Жигулями». «Если, как заявляли в правительстве в прошлом году, будут введены запретительные пошлины на подержанные иномарки, это сразу прибавит рынку новых 400 тыс. покупателей. Это может быть особенно актуально на фоне снижения продаж в США и Европе», — говорит эксперт. Впрочем, по мнению руководителя отдела маркетинга дилера «Ника Моторс Холдинг» Веры Самойловой, спрос на автомобили сильно превышает предложение, и автопроизводители озабочены поставками, налаживанием логистики и выходом в регионы, а не поиском неосвоенных клиентов.
Пятерка лидеров импорта подержанных автомобилей за I полугодие 2008 г .
Автопроизводитель |
Подержанные, шт. |
Новые и подержанные, шт. |
Toyota |
82 675 |
154 562 |
Nissan |
50 073 |
108 746 |
Honda |
27 973 |
56 385 |
Mazda |
26 693 |
49 368 |
Mitsubishi |
24 243 |
70 564 |
Источник: ФТС РФ, анализ Национального агентства промышленной информации
ЮЛИЯ КАРУЛИНА
05.09.2008