Импорт после санкций
Товарооборот Северо-Запада РФ и Финляндии, росший с начала 2014 года, после августа пошел на спад и к октябрю упал примерно на 100 тысяч долларов США.
Финская таможня уточняет: пострадала прежде всего еда, а конкретнее — молочные продукты (годом ранее их импорт оценивался в 25 млн евро). Тут главной жертвой стала компания Valio — до санкций в Россию ввозилось 90% продукции концерна, а теперь — около 5% (такие данные предоставила пресс-служба концерна). Попытки ввезти в Россию безлактозное молоко пока успехом не увенчались, а безлактозный йогурт пришлось утилизировать — пока его проверяли всевозможные ведомства, срок годности вышел.
Падает ввоз и других товаров из Финляндии — так, например, порт Котка, когда-то бывший транзитной гаванью, зарабатывавшей на России, сообщает о падении транзита автомобилей (- 22%) и контейнеров (-9%). Впрочем, уже не первый год Котка зарабатывает в первую очередь не на россиянах, а, например, на перевалке леса для нужд Финляндии.
Падение ро-ро-транзита через Котку случилось после 2008 года, поясняет Константин Шаршаков, заместитель руководителя филиала АСМАП по Северо-Западу России, и причиной тому стали, разумеется, не санкции и не курс евро, а то, что легковушки стали активно собирать в России. Сыграла свою роль и Усть-Луга.
Еще одна причина, по которой в финских портах стало меньше контейнеров, предназначенных для России, - это заработавший хаб на российско-китайской границе.
Поясняем. Традиционно грузы из Китая, например, в Петербург, доставлялись так: от китайского завода в китайский порт, оттуда морским контейнеровозом в крупные перевалочные порты Европы (Роттердам, Амстердам, Антверпен, Гамбург), там перегружались на фидерные суда и отправлялись в порты Балтики (иногда в Петербург, иногда и в Котку), а из Котки уже автомобилями в Россию (снятую с высоты птичьего полета «змейку» из грузовиков, выстроившуюся перед Торфяновкой, одно время даже показывали в Музее Котки). Более, казалось бы, логичное плечо — Транссиб — грузоперевозчики не любили из-за бутылочного горлышка в виде немодернизированных пунктов пропуска. В последние годы, по словам Константина Шаршакова, проблема решена: в Забайкальске заработал хаб, и часть грузов в контейнерах пошла по Транссибу.
Больше всех в такой ситуации должны были бы пострадать автотранспортные перевозчики. «С голоду не умрем», - заявил Константин Шаршаков. Сейчас, например, много грузов везется автомобилями из Сербии и Турции.
По его мнению, спад по автомобильным перевозкам между Россией и Финляндией составил около 12% (оценка приблизительная). Цифру «-50%», появившуюся в российских СМИ, он не подтверждает. В 2013 году Россия согласовала с Финляндией 300 тысяч разрешений (документ, по которому грузовику разрешается въехать в соседнее государство), 290 тысяч использовали. В 2014-м, по предварительным оценкам, таких разрешений потребуется 270 - 280 тысяч, в 2015 году стороны договорились на 250 тысяч разрешений — с возможным увеличением их числа при необходимости.
Fontanka.fi