Как измерить таможенную надежность
Появление множества организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, возникновение стихийных экономических связей с иностранными партнерами вкупе с несовершенством законодательной базы определило актуальность внедрения новых, более гибких форм работы таможенных органов. Одной из таких форм является таможенный контроль после выпуска товаров. Автор этой статьи предлагает в рамках постконтроля ввести в оборот дополнительный показатель - коэффициент таможенной надежности. По его мнению, это позволит упростить таможенное оформление товаров, перемещаемых через границу законопослушными компаниями.
Как известно, целью таможенного контроля после выпуска товаров является обеспечение поступления в федеральный бюджет причитающихся таможенных платежей - в полном объеме и в установленные сроки. Осуществляют такой контроль подразделения таможенной инспекции главным образом путем проведения таможенных ревизий. В процессе ревизий проверяется сам факт выпуска товаров, а также достоверность сведений, заявленных при таможенном оформлении.
Одним из методов, который, по моему мнению, в обязательном порядке должен быть включен в арсенал таможенных инспекций, является проведение на этапе подготовительной работы анализа финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Такого рода анализ позволит с определенной долей вероятности определить способность организации рассчитаться по долгам перед таможней, выявить потенциальные риски по неуплате обязательных таможенных платежей, проследить динамику и тенденции развития внешнеэкономической деятельности организации. Другими словами, анализ финансово-хозяйственной деятельности может служить достаточно надежным методом выявления различного рода правонарушений при проведении таможенных ревизий.
В настоящее время в России установлены единые формы бухгалтерской отчетности, приближенные к международным стандартам. Все предприятия и организации, зарегистрированные как юридические лица и занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, составляют бухгалтерский баланс и предоставляют различные унифицированные формы отчетности, которые служат основными источниками информации для таможенных органов при проведении таможенного постконтроля. Этими формами финансовой отчетности наряду с бухгалтерским балансом (форма 1 по ОКУД) являются: отчет о прибылях и убытках (форма 2 по ОКУД), отчет о движении денежных средств (форма 4 по ОКУД), приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5 по ОКУД), а также иные данные, получаемые при проведении мониторинга финансового состояния организаций.
При анализе финансово-хозяйственной деятельности организаций используются следующие показатели: платежеспособности и финансовой устойчивости, эффективности использования оборотного капитала (деловая активность), доходности и финансового результата (рентабельность), эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности организации, а также показатели исполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
На мой взгляд, в уже существующую систему показателей целесообразно ввести еще один - отражающий степень уплаты участником внешнеэкономической деятельности причитающихся таможенных платежей. Данный относительный показатель должен показывать соотношение суммы фактически уплаченных и суммы причитающихся к уплате обязательных таможенных платежей.
Назовем новый показатель коэффициентом таможенной надежности (Ктн). Его можно выразить в виде формулы: Ктн = Сумма фактически уплаченных таможенных платежей /Сумма причитающих к уплате таможенных платежей.
Введем ограничения для предлагаемой методики оценки таможенной надежности:
- если Ктн равен или больше единицы (то есть сумма фактически уплаченных превышает сумму причитающихся к уплате таможенных платежей,
к примеру, за счет денежных средств,
заранее внесенных на депозит таможенного органа в счет оплаты будущих
обязательных таможенных платежей),
то положение организации, с точки
зрения выполнения ею обязательств
перед таможенными органами, можно
считать благополучным;
- если Ктн меньше единицы (то
есть сумма фактически уплаченных
таможенных платежей меньше суммы причитающихся к уплате таможенных платежей вследствие, скажем, корректировки таможенной стоимости или неуплаты штрафов), то
налицо факт задолженности компании перед бюджетом.
Думается, что предоставление расчета данного показателя участником ВЭД одновременно с подачей документов для таможенного оформления позволит сотруднику таможенного органа объективнее оценить финансовое положение данной организации и принять более обоснованное решение о производстве таможенного оформления.
Валентин Кузнецов, служба таможенной инспекции ЦТУ
Журнал "Таможня" 8 от 26 апреля 2005г.