05.09.08

Перевозчики опять выбирают Белоруссию

Оптимизация процедур российской таможни и возвращение Белоруссии в число транзитных коридоров разгружают латвийскую границу.

Грузы простые и сложные

Вереницы грузовиков, выстраивающихся на латвийско-российской границе, постепенно сокращаются. Данные на сайте Службы госдоходов (www.vid.gov.lv) свидетельствуют, что в четверг утром в Терехово скопилось 300 машин - на 150 меньше, чем в среду. Соответственно и в Гребнево очередь сократилась со 190 до 170. Интересно, что при этом среднее время ожидания на последнем контрольно-пропускном пункте не изменилось - как было 20 часов, так и осталось. Зато в Терехово оно сократилось с 25 часов до 20.

Если же посмотреть более раннюю статистику, можно заметить, что в некоторые дни время ожидания составляло всего несколько часов. По мнению президента Latvijas auto Валдиса Трезиньша, латвийско-российская граница действительно заметно разгрузилась - по сравнению с прошлым годом чуть ли не вдвое. С одной стороны, это объясняется упрощением таможенных процедур. В частности, Российская федеральная таможенная служба в порядке эксперимента с середины лета стала разделять грузы на "простые" и "сложные" (те, которым нужны ветеринарные, фитосанитарные проверки). Опять же в режиме тестирования здесь ввели режим "одного окна". Соответственно, скорость прохождения границы заметно повысилась.

Борьба за товары

Вторая причина уменьшения очередей - перераспределение грузопотоков. Как утверждает В.Трезиньш, белорусская таможня стала лояльнее относиться к перевозчикам и, например, конфискация грузов, в оформлении которых допущены мелкие ошибки, - теперь большая редкость. Литовские и польские компании также постепенно отказываются от использования латвийского коридора, и даже латвийские дальнобойщики стали понемногу ездить через Белоруссию.

При таком раскладе возникает вопрос: насколько целесообразны многомиллионные вложения в расширение Терехово, Гребнево, Виентули, если основная часть нынешнего грузопотока (а доля литовцев и поляков составляет около 60% в очередях на латвийских погранпереходах) уйдет в Белоруссию?

В этом случае, считает Трезиньш, Латвия должна бороться за те товары, которые сейчас идут на Россию через Финляндию. Правда, признает он, очень многое будет зависеть от активности наших портов и в первую очередь - от развития контейнерных терминалов, поскольку именно эти грузы идут в финские порты и доставляются в РФ. Заметим, что в данном случае чаяния перезидента Latvijas auto полностью соответствуют планам Минсообщения, которое готово поднять контейнеризацию латвийских портов на небывалые высоты.

Бизнес&Балтия 05.09.08